Чтобы ощущать себя молодым, нужно собственное желание и повод, а не дата в паспорте. Нижегородский театр «Вера» предложил своим зрителям такую возможность – в мае с огромным успехом прошла музыкальная премьера «Приключения Тома Сойера».
История о событиях в американском провинциальном Санкт-Петербурге дает нам возможность вспомнить о своем детстве или, если воображение позволяет, самим ощутить себя героями произведений замечательного писателя Марка Твена, едва заслышав упрек со сцены: «Ты опять что-то натворил, Том?» Приключенческий плутовской роман, известный в нашей стране каждому, – это, по сути, полукриминальная история, где подростки окажутся в момент убийства на кладбище, сумеют обмануть родственников, сбегут из дома на плоту по реке, а затем станут свидетелями на суде.
Уже не ребенок, но еще не взрослый – краткий и важный эпизод яркой жизни, во время которого формируется личность. Каково это: выслушивать наставления, вечно опаздывать в школу, влюбляться в одноклассников, быть несправедливо наказанным и защищать невинно обиженных, – повзрослев, мы начинаем забывать такие важные мелочи, из которых состоит мир вчерашних детей. Все эти темы есть в новом мюзикле, который впервые сыграли, спели вживую и украсили танцами нижегородцы.
Почувствовать и понять подростковый мир, при этом улыбаться и прощать невинные шалости, помогли зрителям создатели спектакля: драматург Анастасия Колесникова, балетмейстер Елена Богданова, художник по свету Сергей Гаевой и главные по мюзикловой составляющей – композитор Марк Булошников и автор либретто Игорь Жуков. А режиссер Андрей Богданов, неожиданно для себя и для всех, перевоплотился на премьерных показах в Гекльберри Финна, заменив заболевшего актера. Его дебют в этом качестве оказался первым из чудных открытий, что ждали нас.
Главные роли (Тома и Бекки) исполнили ведущие молодые актеры театра Александр Георгиев и Полина Майорова. Появлением новой ученицы в классе – белокурой роковой красотки, как в опере «Кармен», брошенным цветком очаровавшей сорванца – была запущена цепочка событий, в финале которых преступник будет наказан, а награда найдет своих героев. Но важны не деньги, а путь, который мы проходим вместе с ними, выбрав правильное направление.
В пространстве небольшой черной коробки сцены и на двух уровнях декораций, в достаточно скромных условиях, благодаря художнику Оганесу Айрапетяну и собственному развитому воображению, этот мир становится бескрайним. Как в детских играх, когда фантазия богаче любой искусственной мишуры, достаточно нарисовать фантик и представить его конфетой, переставить мебель, чтобы очутиться на берегу реки или в пещере, а знаменитый забор изобразить в виде полосок, нарисованных мелом на грифельной ученической доске. Такой театр не стремится быть похожим на настоящую жизнь и не обманывает зрителей, а предлагает им самим увлечься этой игрой и настоящим искусством.
Результат получился удивительным: свобода творчества в неограниченном фантазией и стенами пространстве, современное театральное действо по хрестоматийной литературе. Мы вновь сочувствуем пропойце и бедняге Мэфу Поттеру (в исполнении Сергея Иордана), и опасаемся злопамятного индейца Джо (Дмитрий Суханов в непривычной роли антагониста). И продолжаем верить, что когда-нибудь слова о юном Томе станут пророческими, да и, быть может, после таких спектаклей из непосед, что сидят в зале, вырастут, если и не будущие президенты, то точно хорошие люди! 12+
Ольга Плаксунова. Фото предоставлено театром.