Черное, белое и чувства. Выставка «От неореализма к Аквилее»

Черное, белое и чувства. Выставка «От неореализма к Аквилее»

В нижегородском Арсенале проходит великолепная выставка поныне здравствующего классика итальянской фотографии, 94-летнего Элио Чиола. 
Фотография, видимо, была у Элио в крови: мальчик проводил много времени в студии отца – профессионального фотографа и, в итоге, в 15 лет бросив школу, посвятил себя фотографии. Кстати, сын Чиола также стал фотографом.

Без прикрас.

Выставка, составленная из снимков коллекции мос­ковского Мультимедиа Арт Музея, называется «От неореализма к Аквилее». Это две важные точки, фактически маркирующие внутреннюю эволюцию маэстро.

Чиол громко заявил о себе в начале пятидесятых – время расцвета неореализма, фильмов Роберто Росселлини, Витторио де Сика, Лукино Висконти. «Нет маленьких страданий, нет маленьких людей – вот чему научил нас заново итальянский неореализм», – говорил Евгений Евтушенко, утверждая, что русские шестидесятники выросли именно на итальянском неореализме. Целью неореалистического течения было показать жизнь без помпезности, постановочности, ретуши, без каких-либо прикрас в принципе. 

Ранние работы Чиола – это серии портретов и жанровых зарисовок, достоверно рассказывающие о буднях и заботах «маленького человека». Снимки крайне эмоциональны, чувственны, словно выхваченные из фильма случайные кадры, и вместе с тем афористичны. Сгорбленная крестьянка с корзиной хвороста на снимке «Годы и ноша»; сидящий на скамеечке старик в окружении жухлой листвы в «Шелесте листьев» – это истинные поэтические миниатюры!

Кстати, отдельная серия снимков сделана на съемках фильма «Последние» (Gli Ultimi, 1963), повествующего о жизни крестьян в 1930-е годы в родном регионе фотографа. Этот фильм высоко оценил сам Пазолини, отметивший его «абсолютную эстетическую строгость».

Древность сегодня.

Аквилея – в древности большой и знаменитый город в Северной Италии. Конец его могуществу положил Аттила, после долгой осады разрушивший город в 452 году. Сегодняшняя Аквилея – коммуна с населением 3503 жителя. Большая часть территории древнего города не застроена, занесена в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и ждет археологических исследований. Собственно Чиол, несмотря на всемирную свою известность и знаменитость, всю жизнь провел в Северной Италии, в крошечной коммуне Казарса-делла-Делиция, и всю жизнь воспевал и жи­вописал родные края. При том, что в географию его снимков включены многие города Италии, а также Испании – выбор объектов съемки специфичен. Прежде всего, это городские и сельские пейзажи: рынки, лавки, соборы, площади, улочки и лестницы, часовни, базилики, крепостные стены, гондолы и бриколы. Фотограф великолепно видит как издали – это четкая геометрия полей, «рисунки виноградников» – так и вблизи, создавая невероятные по своей экспрессии случайные портреты. Характерные для него «краски» – туманы, яркий белый на грани засвеченности, контровый свет и контрасты, непроглядный мрак черного. Если в кадре люди – то это, преимущественно, дети, старики и священнослужители. Всё это, словно прогулка без начала и конца, определенно навевает впечатление присутствующей вечности, древности в настоящем.

Выставка работает до 23 июля. 6+

Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате