Он стал первым среди равных. Ибо, как заметила председатель жюри, заместитель директора областного департамента образования Елена Родионова, хороших учителей у нас, к счастью, много. Лишь одну десятую балла проиграла победителю словесник из Заволжья Татьяна Муртазина. В числе призеров отметились и "гражданин мира" - преподаватель английского языка Марина Цветкова из Дзержинска, "лиричный физик" Михаил Балакин из Нижнего Новгорода и "основательный" математик Александр Правдин из Пижмы.
У каждого из них свои взгляды на жизнь и профессию.
И у каждого из них можно поучиться. И не только детям.
- Настоящий учитель сам постоянно должен учиться, - считает победительница прошлогоднего конкурса Ирина Маршева. - А у нынешних конкурсантов есть и интересные оригинальные методики, и замечательный эмоциональный запал, и великолепные личностные качества.
Все это финалисты и продемонстрировали в исполнении конкурсных заданий "Ребенка научить - дать миру человека" и "Я - учитель-гражданин".
Тема самопожертвования ученого ради пополнения эмпирических знаний челове чества на примере ирландского химика и поэта Гэмфри Дэви остается, к сожалению, как нельзя более злободневной для российских учителей, терпеливее и ответственнее которых, по оценке директора департамента Сергея Наумова, у нас нет. Дэви ставил опыты по выживанию человека на себе самом.
- От нас зависит будущее страны, поскольку мы воспитываем ее будущих граждан, - под этим тезисом из выступления 27-летнего Федора Жукова могло бы подписаться, наверное, все учительское сообщество, - и страна должна быть озадачена нынешним состоянием "творцов будущего".
При скудости учительской зарплаты главным необходимым качеством настоящего педагога считается энтузиазм. Если боги хотят кого-то покарать за свои прегрешения, они делают его учителем, говаривал приговоренный своим учеником Нероном к самоубийству Сенека. Нынешние поколения учеников оказались куда благодарнее римского императора. Щедрее становятся и спонсоры. Даже государство, по заверениям самых высоких чиновников, готово пересмотреть свои критерии оценки тяжелого учительского труда. Это, как говорится, вопрос времени. А оно движется неотвратимо.
Поэтому важно успеть.
Важно не забыть самое главное. Потому что возможностей для работы над ошибками у учителей, в отли чие от учеников, нет.
Учитель должен быть образцом.
И даже идеалом.
Например, таким, как победитель областного конкурса "Учитель года-2006".
Еще совсем недавно мы встречались с ним в Тонкинском районе, где работала экологическая экспедиция "ПриУстье". Тогда ему удалось скрыться от объектива камеры нашего фотокорреспондента.
- Патологическая интеллигентность, - так охарактеризовал его поступок учитель из Арзамаса Дмитрий Семенов, тоже участник конкурса.
Дай нам бог не считать обыкновенную порядочность российских учителей патологией.
Николай КОЖИН.
Фото Владимира ПОЛЫГАЛИНА.