Философствующий химик из Большого Терсеня

Он стал первым среди равных. Ибо, как заметила председатель жюри, заместитель директора областного департамента образования Елена Родионова, хороших учителей у нас, к счастью, много. Лишь одну десятую балла проиграла победителю словесник из Заволжья Татьяна Муртазина. В числе призеров отметились и "гражданин мира" - преподаватель английского языка Марина Цветкова из Дзержинска, "лиричный физик" Михаил Балакин из Нижнего Новгорода и "основательный" математик Александр Правдин из Пижмы.
У каждого из них свои взгляды на жизнь и профессию.
И у каждого из них можно поучиться. И не только детям.
- Настоящий учитель сам постоянно должен учиться, - считает победительница прошлогоднего конкурса Ирина Маршева. - А у нынешних конкурсантов есть и интересные оригинальные методики, и замечательный эмоциональный запал, и великолепные личностные качества.
Все это финалисты и продемонстрировали в исполнении конкурсных заданий "Ребенка научить - дать миру человека" и "Я - учитель-гражданин".
Тема самопожертвования ученого ради пополнения эмпирических знаний челове чества на примере ирландского химика и поэта Гэмфри Дэви остается, к сожалению, как нельзя более злободневной для российских учителей, терпеливее и ответственнее которых, по оценке директора департамента Сергея Наумова, у нас нет. Дэви ставил опыты по выживанию человека на себе самом.
- От нас зависит будущее страны, поскольку мы воспитываем ее будущих граждан, - под этим тезисом из выступления 27-летнего Федора Жукова могло бы подписаться, наверное, все учительское сообщество, - и страна должна быть озадачена нынешним состоянием "творцов будущего".
При скудости учительской зарплаты главным необходимым качеством настоящего педагога считается энтузиазм. Если боги хотят кого-то покарать за свои прегрешения, они делают его учителем, говаривал приговоренный своим учеником Нероном к самоубийству Сенека. Нынешние поколения учеников оказались куда благодарнее римского императора. Щедрее становятся и спонсоры. Даже государство, по заверениям самых высоких чиновников, готово пересмотреть свои критерии оценки тяжелого учительского труда. Это, как говорится, вопрос времени. А оно движется неотвратимо.
Поэтому важно успеть.
Важно не забыть самое главное. Потому что возможностей для работы над ошибками у учителей, в отли чие от учеников, нет.
Учитель должен быть образцом.
И даже идеалом.
Например, таким, как победитель областного конкурса "Учитель года-2006".
Еще совсем недавно мы встречались с ним в Тонкинском районе, где работала экологическая экспедиция "ПриУстье". Тогда ему удалось скрыться от объектива камеры нашего фотокорреспондента.
- Патологическая интеллигентность, - так охарактеризовал его поступок учитель из Арзамаса Дмитрий Семенов, тоже участник конкурса.
Дай нам бог не считать обыкновенную порядочность российских учителей патологией.
Николай КОЖИН.
Фото Владимира ПОЛЫГАЛИНА.

Следите за нашими новостями в удобном формате