«Следователь Выксунского межрайонного следственного отдела СУ СКР по Нижегородской области Хасянова Д. Р., рассмотрев материалы уголовного дела, установил(а): гражданин РФ Курилов, 1961 года рождения, уроженец села Нижняя Верея Выксунского района Горьковской области, на учете у врача-нарколога и врача-психиатра не состоящий, совершил на территории г.о.г. Выкса особо тяжкое преступление против личности при следующих обстоятельствах...». Это выдержка из материалов уголовного дела.
Кто глубже пашет?
Профессиональный спор особенный. В творческом коллективе, например, он принимает весьма опасные формы. Отсюда и взаимоотношения между творческими людьми особенные, потому что обязательно один оказывается более талантлив, другой – менее. А если к тому же профессия выводит на публику, считай, источник страстей находится именно здесь. Возьмите любой театр, там такие закулисные споры и состязания происходят – искры возгораются от соприкосновения рукавов!
В селе Верхняя Верея поспорили два тракториста – Курилов и Молотилов. В связи с тем, что следствие по делу еще не закончилось, фамилии фигурантов пришлось изменить. Но, поверьте на слово, в реальности они рифмуются точно так же… Поспорили о том, кто из них лучший спец. Началось с того, кто глубже пашет…
И тут Молотилов выдвинул весомый, как ему казалось, аргумент, который, скорее всего, и сыграл роковую роль:
– Да какой ты тракторист, если трактор без аккумулятора завести не сможешь?
Сказав это, победно посмотрел на оппонента, дескать, теперь тому нечем крыть. А тот подумал и достал козырную карту. В связи с этим нам надобно отвлечься и рассказать некую предысторию.
Предыстория.
Односельчане Курилов и Молотилов – ровесники, дружили, можно сказать, с детства. Да и жили по соседству. Похожие дома, похожие судьбы. Курилов на момент, о котором идет речь, проживал в своем доме один, а Молотилов, не поверите, жил втроем – со своей бывшей супругой и… с новым ее гражданским мужем. Так уж вышло, с женой они развелись, а та возьми и приведи на свою половину дома (имущество, то есть совместно нажитый дом, при разводе им поделили поровну) сожителя.
Курилов искренне сочувствовал другу и даже утешал, как мог. Вот и в тот злополучный четверг после дождичка, когда градус начало зашкаливать на летнем режиме, он, прихватив бутылочку, направился к соседу. Сидели и выпивали, сетовали на жизнь, как водится. Еще выпивка не закончилась, как заявились бывшая со своим хахалем. Мужики поднялись, взяли с собой все, что не допили и не доели, и передислоцировались на территорию Курилова.
Из материалов уголовного дела:
«25.05. 2023 г. в период времени с 12 часов 00 минут до 21 часа 00 минут Курилов находился в комнате дома по ул. Полевой, с. Нижняя Верея совместно с ранее знакомым Молотиловым, с которым употреблял спиртное. В это время между ними произошла ссора, в ходе которой оскорбленный Молотилов замахнулся рукой на Курилова, демонстрируя, что ударит его… В связи с данным противоправным поведением Молотилова у Курилова возникла личная неприязнь к нему и умысел на его убийство...».
Козырный довод.
А теперь вернемся к тому аргументу, который выдвинул бывший тракторист Молотилов, упомянув аккумулятор. Курилов подумал и выдвинул встречный довод:
– Ты не только с трактором не можешь управляться, свою жену не мог удержать. Вот она и сожительствует у тебя на глазах с другим, более способным мужиком…
Сказано это было в более грубой форме, а если учесть, что низложение мужского достоинства происходило на фоне сильного алкогольного опьянения, в воспаленном мозгу пьющего ответная реакция созрела быстро. Следствие не исключает, что второй участник словесного батла хотел ударить приятеля. Но на столе между ними находились не только стаканы и тарелки с нехитрой закуской, но и кухонный нож. Предотвращая удар, Курилов схватил этот нож, в один миг ставший холодным оружием, и начал наносить своему приятелю беспорядочные удары. Два раза попал в плечо, один раз – в шею. Из раны фонтаном хлынула кровь…
Из материалов уголовного дела:
«Согласно сведениям из ГБУЗ НО «НОБСМЭ», смерть потерпевшего наступила от массивной кровопотери вследствие имевшегося у него ранения передней поверхности шеи слева с повреждением внутренней яремной вены… Между преступными действиями Курилова и наступлением смерти Молотилова имеется прямая причинная связь...».
Кинув свой последний аргумент, Курилов лег спать.
– И только под утро, протрезвев, увидел в комнате на полу лужу крови, вышел в коридор. Там, на ступенях, у выхода увидел распростертое тело своего соседа и вчерашнего собутыльника, – рассказывает старший следователь Выксунского МСО старший лейтенант юстиции Владислав Иванов.
– Иди, забирай своего! – крикнул он в открытое окно соседки. У дома на улице Полевой уже собирались сельчане. Старухи сокрушенно качали головами:
– Ведь хорошие же мужики, дружили давно…
– Обвиняемый сначала не признавался, – продолжает Владислав Валерьевич. – Говорил, пальцы темные от табака… Он сам выращивал у себя на огороде табак и крутил самокрутки. Однако экспресс-
тест гемофан (гемофан – вещество-реагент, используемое в криминалистической практике для обнаружения и исследования следов биологического происхождения. – Т.Ч.) окрасился в бирюзовый цвет, то есть это были следы крови. Кровь была и на одежде…
«Я знаю – спорить с человеком в такой час, когда у него в сердце все царапины кровью сочатся, – это только обижать его», – сказал однажды наш великий земляк Максим Горький.
А вот автор книг по даосизму Дерек Лин в своей книге «Дао повседневной жизни» написал:
«Желание быть правым является одной из наших главных навязчивых идей. Мы как будто отчаянно нуждаемся в том, чтобы любой ценой доказать свою правоту. Если другие с нами не согласны, мы тратим массу физической и эмоциональной энергии, чтобы заставить их видеть вещи такими, как мы этого хотим. Мы спорим...
Споры редко приводят к согласию. Чаще всего они разводят нас по разным углам. Вот почему мудрецы воздерживаются от споров...».
Поистине, мудр не тот, кто доказал что-либо, а тот, кто, зная истину, не стал спорить…
Потерпевшей стороной в этом уголовном деле признали родную сестру Молотилова. Она взяла на себя и организацию похорон. Бывшая жена покойного участия в них не принимала. Скажу банальность, но думаю, если бы друзья-соседи были трезвыми, трагедии не произошло.
Татьяна Чинякова.