У школьников младших классов частота близорукости, по данным Министерства здравоохранения, составляет 6-8 процентов, у старших школьников она увеличивается до 25-30 процентов. В гимназиях и лицеях количество близоруких детей достигает 50 процентов. Почему возникают проблемы со зрением, об этом на открытом родительском ЛекториУМе регионального центра «Вега» рассказала врач-офтальмолог высшей категории Полина Розенталь.
Дырка от бублика.
Самая внешняя оболочка глаза – это роговица – прозрачная линза, главная функция которой – преломление света. Радужная оболочка (ее мы имеем в виду, говоря о цвете глаз, или именно она определяет цвет глаз) – это мышечный орган, в центре которого находится зрачок. Образно говоря, зрачок – это дырка от бублика. На ярком солнце мышцы радужки сокращаются, зрачок становится узким, меньше лучей попадает на сетчатку. Когда темно, зрачок расширяется и больше лучей проходит на сетчатку. Это защитный механизм от лишнего потока света.
Изнутри глазное яблоко выстлано нежной тоненькой сетчатой оболочкой – сетчаткой. Она состоит из нервных окончаний, которые воспринимают зрительную информацию. Именно у сетчатки главная роль, остальные структуры глаза имеют поддерживающие функции – светопроведение, светопреломление. Когда врач осматривает глазное дно, то он как раз оценивает состояние сетчатки. Именно поэтому это обследование так важно. Зрительный нерв передает информацию в головной мозг. Фактически мы видим не глазом, а мозгом, который обрабатывает картинку.
Одна из уникальных структур глаза – хрусталик. Из названия кажется, что это нечто твердое, но, на самом деле, это гелевый мешочек – еще одна линза, наряду с роговицей. Хрусталик может менять свою кривизну. Он отвечает за аккомодацию, то есть за способность глаза фокусироваться на разноудаленных объектах, что позволяет человеку одинаково хорошо видеть и вблизи, и вдали.
Когда мы смотрим вдаль, фокус предмета попадает на сетчатку, а когда надо рассмотреть что-то, близко расположенное, мышца напрягается, хрусталик становится более выпуклым, более шарообразным, благодаря чему изображение опять же попадает на сетчатку. Чем ближе предмет, тем больше мышце надо напрячься, а хрусталику стать выпуклым. Мы не осознаем то, как это происходит. С возрастом хрусталик становится гуще, плотнее, из-за этого после 40 лет наступает момент, когда люди хуже видят вблизи, развивается так называемая пресбиопия, возрастная дальнозоркость. Фокус оказывается за сетчаткой, чтобы это исправить, нужна линза, которая поставит изображение на сетчатку.
Очки от головной боли.
Дети в большинстве своем рождаются с дальнозоркостью, что обусловлено физиологическими особенностями оптической системы глаз и является вариантом нормы. При рождении у ребенка может быть +3,0...+5,0 и даже +6,0D. К трем годам должно остаться не более +3.0D, а к школьному возрасту не более +1.0D. Однако иногда патология сохраняется. Но малыши, в отличие от людей в возрасте 40+, видят вблизи хорошо, так как хрусталик у них очень пластичный. Но хрусталику и мышцам глаза для этого приходится очень сильно напрягаться. Известно, что если выполнять долгое время работу, требующую фокусировки на близко расположенных предметах, то глаза быстро устают. А теперь представьте, каково глазкам малыша с плюсовым дефектом зрительного восприятия, которые испытывают громадные перегрузки!
На что может в таком случае жаловаться ребенок? Его, как правило, беспокоят головные боли и повышенная утомляемость (!). Эти дети отличаются неусидчивостью, нервозностью. Родители считают ребенка ленивым: не хочет заниматься, хотя ему уже нужно готовиться к школе, а все дело в том, что ему сложно концентрироваться в течение долгого времени.
С проблемами головных болей ребенка отводят к неврологу, где ему чаще всего ставят диагноз головные боли напряжения. Его лечат безрезультатно, так как причина головных болей не связана с нервной системой. Помочь ребенку может только глазной врач. Важно! При поверхностном обследовании можно и не обнаружить данную скрытую проблему. Все дело в том, что видят такие ребятишки хорошо, но за счет напряженной аккомодации. Эта патология называется гиперметропия.
Выявить ее, так же как и другие проблемы, можно, если закапать капли, расслабляющие мышцу. Это позволит врачу определить истинные диоптрии. Парадокс – ребенок видит единицу, а на самом деле у него +5,0 или +6,0D. Для того чтобы избавиться от головных болей, в этом случае нужны очки. Они позволят хрусталику не напрягаться при взгляде вдаль и меньше делать это при работе на близких расстояниях. При этом в очках ребенок может видеть не лучше, чем без них.
Косвенным симптомом гиперметропии могут быть частые конъюнктивиты, воспаления, ячмени (халязионы).
– В моей практике нередко встречались случаи, когда на протяжении нескольких лет боролись с ячменями на одном глазу, а потом оказалось, что там +7.0, а другой глаз +3,0D. После правильно подобранных очков проблемы с воспалениями глаза уходят, – рассказывает Полина Розенталь.
Плюс последней парты.
Если у глаза слишком сильная оптическая система, лучи фокусируются перед сетчаткой, а на ней получается размытое изображение. Если напрячь хрусталик, то изображение станет еще более размытым. Добиться четкой картинки можно только, если поставить перед глазом рассеивающую минусовую линзу.
На что пожалуется ребенок-школьник с начинающейся близорукостью? На то, что ему не видно написанное на классной доске. Но это он прочувствует только в том случае, если сидит далеко. В этом смысле последняя парта поможет выявить близорукость. Но родители захотят, чтобы ребенок был ближе к учителю.
На первой парте ребенку плохо видно при падении зрения до -2,0D, редко раньше. В результате поздних жалоб упускается драгоценное время. Близорукость нужно брать под контроль как можно раньше. Важно сделать все, чтобы она не развилась или замедлить ее нарастание. Если у ребенка -2,0D, вернуть эти диоптрии уже нельзя, так как глаз стал более длинным, чем нужно. Чтобы хорошо видеть, ребенок будет вынужден носить очки или контактные линзы.
И из-за большой зрительной нагрузки, и того, что хрусталику приходится в течение длительного времени пребывать в состоянии аккомодации (при длительной нагрузке на близком расстоянии), глаз может продолжить расти, хотя в норме его рост должен остановиться в своем размере в семь лет. Мозг понимает, что нет фокуса на сетчатке, и дает команду немного увеличить размер глазного яблока.
Также предпосылками появления близорукости являются генетическая предрасположенность и образ жизни – недостаточное пребывание на свежем воздухе, близкое расстояние – чтение или игры на мобильных устройствах, а также низкий уровень освещенности в помещении.
Сегодня есть методы, позволяющие замедлить развитие миопии. Это капли, которые расслабляют мышцу глаза, а также очки и линзы с дополнительно встроенными дефокусными зонами, которые «обманывают» мозг и не дают глазу расти. Еще один метод профилактики – это ночные контактные линзы. Пока ребенок в них спит, линза изменяет кривизну роговицы и фокус попадает на сетчатку.
Когда глаз растет, то сетчатка, эта нежная ткань, растягивается, сначала появляются дистрофические изменения в месте прикрепления сетчатки, и могут происходить разрывы. Они возможны и в детском возрасте, и даже при небольшой близорукости (!), – предупреждает Полина Розенталь. – А разрыв сетчатки страшен отслойкой и необратимой потерей зрения.
Ликбез.
Если лучи света проходят через хрусталик, роговицу, стекловидное тело, влаги камер и фокусируются точно на сетчатке, то это норма. Плохое зрение может быть связано с рефракцией – лучи могут преломляться слишком сильно, не достигают сетчатки, а фокусируются перед ней, то есть глаз длиннее, чем нужно для работы его оптической системы. Это близорукость. Или лучи света «промахиваются», собираются за сетчаткой, так как глаз, напротив, короткий, это дальнозоркость.
Вопрос дилетанта.
– Можно ли зрительно определить, что глаз слишком длинный?
– Визуально это сделать невозможно. Глаз растет назад, увидеть это можно только с помощью специального прибора. Поэтому очень важно, чтобы ребенку при проверке зрения с помощью капель расширяли зрачок, измеряли длину глазного яблока, и офтальмолог осматривал крайнюю периферию глазного дна с помощью щелевой лампы и высокодиоптрийной линзы. Видимый внешне размер глаза ни о чем не говорит. Внешне маленькие глазки могут быть излишне длинными, а большие – короткими.
Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.