Что делать, если сроки ожидания медпомощи нарушены

Что делать, если сроки ожидания медпомощи нарушены

Нижегородка Алла Невская недавно с семьей переехала жить в Германию. Только здесь она оценила плюсы российской системы здравоохранения. 
- В Германии люди месяцами не могут попасть к врачу. Когда заболел муж восполнением легких, и требовалась госпитализация, в больницу мужа положили только тогда, когда его состояние серьезно ухудшилось. аА выписали супруга не долеченным, как только появились первые признаки улучшения. Долгое ожидание в очередях - здесь норма. Недавно знакомая провела шесть часов в очереди к педиатру. Только представьте какие это были мучительные часы ожидания с маленьким больным ребенком, - делится наблюдениями за жизнью за границей наша соотечественница.

Когда счет идет на часы.

В России рамках ОМС законодательно закреплены определенные сроки оказания медицинской помощи. Они регламентированы и прописаны в программе государственных гарантий, которая ежегодно утверждается правительством РФ и действует на всей территории РФ. Так,  участковый терапевт или педиатр должен принять больного в течение суток (24 часа) с момента обращения, а врач-специалист (кардиолог, невролог, эндокринолог и т.д.) - не позднее 14 рабочих дней. Неотложка обязана приехать на вызов не позднее, чем через два часа, скорая помощь - в течение 20 минут. 

Свои нормы прописаны и для проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований, обследований. Срок ожидания проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, УЗИ) и лабораторных исследований (анализ крови, мочи) составляет не более 14 рабочих дней со дня назначения. Такой же срок ожидания регламентирован и для проведения компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии. 

Срок ожидания госпитализации не должен превышать 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления. Особенные, сокращенные сроки оказания медпомощи установлены при подозрении на онкологическое заболевание - диагностические инструментальные и лабораторные исследования должны быть проведены не позднее 7 рабочих дней со дня назначения исследований, а ожидание приема врача-онколога должно составлять не более 3 рабочих дней. Для пациентов с онкологическими заболеваниями срок госпитализации составляет  7 рабочих дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления предварительного диагноза заболевания. 

На практике эти прописанные сроки в нашей стране соблюдаются не всегда. Очереди, листы ожидания, «мы вам перезвоним», «зайдите через пару недель» - такое нередко звучит в наших медорганизациях. Однако, многие заболевания не терпят отлагательств, промедление может порой привести к ухудшению состояния здоровья, поэтому очень важно знать свои права и отстаивать их. 

Жалуйтесь на промедление.

В структуре жалоб пациентов по вопросам бесплатного оказания медпомощи по ОМС  значительную долю занимают  именно нарушения сроков ожидания медпомощи – в 48,3% выявленных случаев они были превышены, отмечают эксперты Всероссийского союза страховщиков (ВСС).  Кто-то в этой ситуации идет сам к руководителю медицинской организацией, кто-то пишет гневное письмо в контролирующие ведомства (Росздравнадзор, ФОМС, Минздрав и пр.). Однако рассмотрение жалоб занимает время, которого у пациента нет.  

Именно представители страховых организаций стоят на страже интересов пациентов и могут быстро решить проблему. 

Иногда приходится иметь дело с вопиющими случаями. Так, одна из пациенток обратилась к участковому терапевту по поводу болей в животе. Врач назначил анализ кала на скрытую кровь, который оказался положительным.  Затем больной позвонили из поликлиники и сообщили о необходимости прохождения  колоноскопии. Однако в течение полутора месяцев назначенное исследование проведено не было. Также никто не мог сообщить пациентке точных сроков его прохождения. 

Только после обращения в страховую медицинскую организацию, выдавшую  полис ОМС, проблема пациентки была решена.  

- Сотрудники нашего филиала незамедлительно направили официальное обращение на имя главного врача поликлиники, и через два дня больная была направлена в многопрофильный консультативно-диагностический центр для проведения колоноскопии с седацией, - рассказал советник генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС» Михаил Пушков. 

Нередко пациентам отказывают не только в своевременном проведении исследований, но и в самом лечении. Например, один из них обратился к участковому терапевту для оформления направления на лечение в дневном стационаре (по рекомендации врача-невролога) с диагнозом «атеросклероз БЦА со стенозом». Участковый врач-терапевт выписал направление и поставил больного в лист ожидания. Пациент ждал назначенного лечения два месяца, после чего терпение его закончилось, и он обратился в филиал страховой медицинской организации с просьбой оказать содействие в получении назначенного лечения.  Как и в предыдущем случае, страховщики направили официальное обращение на имя главного врача поликлиники, и опять-таки в течение двух дней проблема была решена — пациенту было организовано лечение в дневном стационаре поликлиники,  рассказал Михаил Пушков.  

Страховщики решат вопрос.

Такие ситуации типичны практически для любого региона нашей страны. Алгоритм же их решения достаточно простой - если возникли трудности с оказанием медицинской помощи, в частности, не соблюдаются сроки, необходимо обратиться к страховому представителю. Большинство страховых медицинских организаций системы ОМС являются крупными компаниями с региональными филиалами, со своим собственным круглосуточным колл-центром, куда можно дозвониться меньше, чем за минуту.

В соответствии с законодательством, прямая обязанность страховых медицинских организаций системы ОМС – работать с обращениями застрахованных граждан. 

Обязанность страховых представителей сделать все возможное, чтобы медицинская помощь была оказана в срок.  

- Помощь пациенту при решении трудностей в получении медицинской помощи – бесплатна, - обращает внимание член Совета по медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков Надежда Гришина.

Важно!

В соответствии с программой государственных гарантий гражданам РФ установлены четкие предельные сроки оказания различных форм медицинской помощи: амбулаторной, стационарной, неотложной, а также для разных видов диагностических обследований, консультаций врачей-специалистов. 

Источник - Пресс служба ОМС Капитал МС. Подготовила Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате