Ровно 10 лет назад, 28 октября 2000 года, БТР СОБРа Волго-Вятского РУБОПа, следовавший из аэропорта Северный к месту постоянной дислокации в Грозном, был подорван управляемым фугасом. Трое сотрудников подразделения - капитаны милиции Искандер Якупов, Дмитрий Золин и сержант милиции Роман Уханов - при этом погибли. Еще несколько человек получили ранения.
Осень последнего года прошлого века в полыхающей Чечне выдалась на редкость тяжелой. Разбитые и рассеянные по лесам и глухим аулам Ичкерии отряды боевиков вовсе не думали складывать оружие. Им противостояли милицейские подразделения. В чеченских командировках в то время побывал едва ли не каждый второй нижегородский милиционер, а уж бойцы и офицеры спецподразделений - все до одного, и не по разу…
Не вылезал из Чечни - еще в первую кампанию - и командир взвода ОМОНа "Нижегородская гвардия" Дмитрий Золин. Та последняя командировка изобиловала стычками с боевиками. 5 октября бандиты атаковали пункт дислокации СОБРа. Капитан Золин возглавил оборону и до подхода маневренной группы сумел "своими силами" разобраться с нападавшими. Несколько бандитов было тогда уничтожено.
А меньше чем через три недели, во время дежурства на блок-посту, Дмитрий вновь вынужден был нажать на гашетку автомата: отряд боевиков пытался захватить выносной пост. Именно Золин поднял бойцов в контратаку. Боевики отошли, вновь с потерями.
Это было 25 октября. А 28-го в составе маневренной группы капитан Золин выехал на броне БТРа встречать гостей из Нижнего…
Искандер Якупов к офицерским звездочкам двигался неспешно и, так сказать, "через тернии". Отслужил на флоте, вернувшись в Нижний, проработал год в кооперативе, а в 91-м пришел в милицию. Простой сержант отдела вневедомственной охраны Сормовского РУВД в СОБР перешел в 1994 году. Та командировка была для него пятой. 25 октября во время операции против боевиков Искандер был контужен в голову. Вообще-то вполне уважительная причина для того, чтобы через три дня не выезжать на задание. Но 31-летний капитан Якупов получил оружие - и занял место на броне БТРа…
Роман Уханов срочную армейскую службу проходил в дивизии ВВ имени Дзержинского, в 1995 году не вылезавшей из Чечни. Так что "прелести" войны узнал он одновременно со своими старшими товарищами. В 1997 году, сразу после дембеля, парень был зачислен в комендантский взвод РУБОПа, а с 99-го - в СОБР.
В октябре 2000 года, после взрыва мины-растяжки, Уханов быстро и квалифицированно оказал помощь двоим "собрам" из Кирова. А несколько дней спустя, во время зачистки, сумел вытащить из заварухи нескольких солдат-срочников. Вывел из-под огня боевиков, а затем возглавил разящую контратаку.
Итак, вечером 28 октября семеро сотрудников СОБРа Волго-Вятского РУБОПа встретили в аэропорту Северный в Грозном прибывшее в Чечню руководство во главе с начальником Иваном Кладницким. В шестом часу вечера БТРы двинулись к пункту временной дислокации СОБРа с поэтическим названием "Мечта". Через несколько минут взрыв управляемого фугаса, привязанного к дереву, оборвал жизни 29-летнего капитана Дмитрия Золина и 31-летнего капитана Искандера Якупова. Сержант Роман Уханов прожил еще около часа. В эти последние мгновения он оставался верен себе: всю обратную дорогу поддерживал другого бойца, тоже раненного, не давал свалиться с БТРа. Боец в итоге выжил. Уханов - скончался от полученных ран. Умер, как жил, - спасая товарища.
Приказом по Приволжскому ОРБ ГУ МВД РФ им запрещено было умирать. Награжденные орденами Мужества, они навечно были внесены в списки личного состава службы. Они живы. И будут жить вечно. Таков приказ…
Игорь ГРАЧ
при содействии пресс-службы ГУ МВД России по ПФО.
P.S. Искандер Якупов, так вышло, получил посмертно два ордена Мужества: к первому из них он был представлен еще при жизни.