Давно прошли те времена, когда русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Нынешние воительницы на коней силы не будут тратить. Амазонка из села Пушанино Пензенской области убила благоверного за то, что тот не хотел идти выгуливать собаку. А в селе Андреевка Омской области шестилетний мальчик намедни сошел с ума, увидев, как мать убивает отца. У нас же в Нижнем Новгороде ревнивая женщина недавно переехала своего неверного возлюбленного на автомобиле…
Убью, потому что люблю?
У правоохранителей существует интересная статистика: из десяти убийств, совершенных мужчинами, девять направлены на совершенно посторонних лиц, но с женщинами все наоборот. Для женщин очень важно, что происходит в их личной жизни, и проблемы, которые существуют в семье, переживаются ими острее и болезненнее. Поэтому жертвами становятся самые близкие люди, особенно те, к которым уровень притязаний наиболее высок. Если при вспыхнувшем гневе на постороннего человека срабатывает внутренний контролер, своего рода «стоп-кран», то на близких внутренние тормоза отказывают – побеждают амбиции, желание наказать, проучить, отомстить, получить сатисфакцию. Специалисты утверждают, что женщины более эмоциональны – вспыльчивы, непредсказуемы, а женская психика подвержена периодическим изменениям, связанным с беременностью, родами, воспитанием детей, цикличными гормональными изменениями и перестройками в организме. То есть, всему тому, что мужчинам неведомо. Поэтому любой мужчина должен быть готов к тому, что любая обида, а тем паче насилие могут обернуться для него очень неожиданной стороной.
И еще одна статистическая подробность. Практически все женщины, засветившиеся таким образом в криминальной хронике, делали лишь один-два удара ножом, и эти удары оказывались смертельными. Как будто они заранее мысленно примерялись и поэтому не допускали промахов.
Три удара.
Впрочем, наша нынешняя героиня ударила своего мужа ножом три раза. В шею. Смертельными оказались все три. И он, несчастный, захрипев, медленно стал оседать на пол, истекая кровью. Напрасно адвокат обвиняемой пыталась натянуть произошедшее на «состояние аффекта». Все детали были против нее. К примеру, когда она ушла на кухню за ножом, возвращалась оттуда, предусмотрительно прикрыв орудие убийства полотенцем. Чтобы муж не сразу его увидел. Да и после того, когда акт возмездия был завершен, убийца хладнокровно запрятала окровавленный клинок в куче грязных подгузников, наивно полагая, что полицейские уж точно не станут в них копаться.
– Вот тут она ошиблась, – рассказывает заместитель руководителя следственного отдела по городу Арзамасу СУ СКР по Нижегородской области капитан юстиции Алексей Меньшов. – Убийство – самое тяжкое из всех преступлений, все следственные действия, тем более осмотр места происшествия, проводятся с особой тщательностью…
А ведь начало у этой пары было прекрасным. Поженились по любви – в провинции эта традиция еще сильна. Работали, встречались с друзьми, обустраивали новую квартиру, то бишь свивали семейное гнездышко, мечтали о детях. А вскоре и птенцы появились на свет. Да сразу два! Близнецы – мальчик и девочка. «Красивые дети», – с завистью констатировали соседи. Трогательно-милые, друг на друга похожие крохи – молодые родители дали им необыкновенно красивые имена. И оба были абсолютно счастливы. Казалось бы, живи и радуйся…
Конечно, супруги ссорились. Не чаще других. Без ссор ни у кого не бывает. Серьезных поводов не было, цапались по пустякам, и как это бывает у молодых, быстро мирились. И жили дальше, растили малышей, радовались праздникам, пополам делили радости и потери.
День рождения.
Однако пути Господни неисповедимы. Да не вмешался ли тут сам сатана? Трагическая судьба поджидала супругов за очередным поворотом. У подруги жены случился день рождения. Отмечали в квартире молодых родителей, потому что не с кем в тот вечер было оставить детей. Веселились, поднимали тосты, мамашка периодически отлучалась в детскую – проведать мелких. Все было хорошо. Но когда гости ушли, хозяину захотелось, чтобы было еще лучше. С согласия жены сбегал в магазин, купил дополнительную бутылочку. И тут похорошело настолько, что захотелось конкретной романтики.
А жена ни в какую, дескать, дети не спят, капризничают, надо успокоить…
Вот он, тот самый «женский» синдром, о котором говорили специалисты! Материнский инстинкт возобладал над остальными природными рефлексами. А у молодого отца этого не произошло. Только этим можно объяснить вспыхнувшую ссору со взаимными обвинениями и обидными упреками.
Из материалов уголовного дела:
Следствием и судом установлено, что 4 октября 2022 года в ночное время в доме по улице Калинина города Арзамаса Нижегородской области в ходе семейной ссоры нетрезвая подсудимая, схватив со стола нож, нанесла им своему мужу несколько ранений в шею. От полученных телесных повреждений потерпевший скончался на месте происшествия… Женщина вину в совершении убийства признала...».
– Пьяная бытовуха – это не только безнадежные маргиналы, – говорит следователь. – Внешне это была вполне благополучная семья. Муж работал, жена находилась в декретном отпуске по уходу за детьми. Проблем с законом никто из супругов прежде не имел. Возможно, где-то в глубине таились невидимые постороннему глазу мотивы. А алкоголь является спусковым механизмом, триггером...
Ящик Пандоры.
Эксперт-криминалист в своем заключении предположил, что погибший, судя по всему, пытался защищаться: на ладонях зафиксированы множественные порезы – следы от лезвия. Но кухонный нож, коим хозяйке надлежало резать хлеб, был неумолим...
Как говорится, в каждой избушке свои погремушки. А молодая женщина, недавно пережившая тяжелые роды, вообще – непредсказуемый ящик Пандоры. Надо сказать, что последующее заключение под стражу было для нее полнейшей неожиданностью. Почему-то она до последней минуты была уверена, что избежит наказания: все-таки мать двоих маленьких детей. И это было второй ее ошибкой. Дети теперь остались сиротами и переданы под опеку бабушки осужденной.
– Она рассказывала, каким плохим был ее муж, – говорит Алексей Львович. – Пил, бил, с детьми не помогал… Неоднократно во время следствия я задавал ей вопрос, почему не развелась, и она ни разу не смогла на него ответить...
– Вам никогда не хотелось развестись? – спрашивают у примерных супругов-долгожителей. – Убить хотелось, развестись – нет… Впервые эта популярная шутка приобрела такой зловещий смысл.
– Убивая, женщина не помнит, не отдает отчет себе в том, что совершила, – констатирует психолог Оксана Елизарова. – Алкоголь не успокаивает, наоборот, возбуждает, обостряет все подавляемые обиды, снижает самоконтроль и критику. В такие моменты чаще всего женщина и совершает убийство. Считается, что этой последней каплей для нее может стать любое неосторожное слово. Выглядеть оно может совсем просто, как очередная реплика «ты дура», а восприниматься даже более обидно и травматично, чем удар кулаком. Часто такое болезненное состояние сопровождается амнезией. Суть агрессивной реакции можно сформулировать фразой: «моя правда сильнее, больше, важнее» и чем выше уровень агрессии, тем больше уверенность в правомочии на противоправные действия…
По всей вероятности, именно алкоголь ослабил внутренний контроль молодой женщины, которая раскрутила маховик до точки невозврата. Остановить его было только в ее власти. За время многолетней практики не раз доводилось слышать от следователей и судей, если дерутся парни – это не так страшно, как если это делают девушки. Такова наша природа. И я так думаю, что в доброй памяти они этого не делают, всегда есть причина, которая вызывает вот такой резкий всплеск эмоций, который становится неуправляемым.
Прочитайте книгу Стивена Кинга «Долорес Клейборн». Это история женщины, убившей своего мужа. «Бывает и так, что мы совершаем поступки, которые не хотели и не планировали совершать. Как бы приятно ни было думать о том, что человек – высокоразвитое существо с принципами и ценностями, случаются моменты, когда животные инстинкты берут верх и срабатывает программа самосохранения».
– Она преодолела все, что должно было ее уничтожить, – резюмировал мой собеседник. – Приговором суда подсудимой назначено наказание в виде
8 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Состояние алкогольного опьянения послужило отягчающим обстоятельством…
Татьяна Чинякова. Фото nnovgorod.sledcom.ru