В школе № 186 Нижнего Новгорода с 2006 года работает проект "Чтобы помнили".
Трагедия под скрип "красного колеса"
Подрастающее поколение, считают авторы проекта, преподаватели обществознания и истории Виктория Золина и Елена Колыганова, должно знать о защитниках Родины в Великой Отечественной войне, об их подвижническом труде на полях сражений и в тылу. Они должны помнить и героические, и трагические страницы отечественной истории.
Одна из трагических страниц - тоталитарный режим большевистско-коммунистической власти, итог которого - тысячи убитых и замученных в советских концлагерях в 1918 - 1938 годах.
После короткой хрущевской оттепели в Горьком под "красное колесо" репрессий угодили студенты госуниверситета. Об одном из них, четыре года отбывавшем срок по политической статье, известном впоследствии нижегородском поэте, журналисте и правозащитнике Владимире Жильцове, шла речь на новом проекте "Луч света и надежды" (в рамках общешкольного проекта "Чтобы помнили"). Ученики 10 - 11-х классов подготовили композицию со стихами поэта. Он предстал перед слушателями гражданином и патриотом своей Родины, которому небезразлична ее судьба - поистине "поэт в России больше, чем поэт". Как говорил когда-то Владимир Жильцов о безвинно пострадавших в годы гонений, "все они хотели жить по собственному разумению, дышать и мыслить свободно, не замыкаясь в рамках "единственно верной идеологии"…
Каждой жертве воздастся?
В памятном вечере приняли участие директор музея А.Д.Сахарова Любовь Потапова, заместитель председателя комиссии по восстановлению прав жертв политических репрессий при губернаторе Нижегородской области Инга Фаворская, начальник отдела по обеспечению деятельности комиссий по помилованию, правам человека и восстановлению прав реабилитированных государственно-правового департамента Нижегородской области Александр Гаврилов, вдова поэта Надежда Жильцова, родственники репрессированных в разные годы горьковчан-нижегородцев.
Анна АНДРЕЕВА.
Справка "НН"
На территории Нижегородской области существовало более 70 пунктов ГУЛАГа, а через их "жерло" прошло более 350 тысяч человек. Установить точное число расстрелянных, погибших в тюрьмах и лагерях не удается до сих пор. Места захоронения большинства репрессированных неизвестны.