Те, кто смотрел фильм «Последний самурай», помнят, как император нанимал западных специалистов для обучения войск против сегуната Токугава. В ходе обучения на стрельбище целый полк показывал блестящие результаты. Все мишени были поражены. Однако на следующий день в бою пехота едва смогла попасть лишь в десяток врагов… Потом ученые, изучавшие этот феномен, пришли к выводу, что инстинкты запрещают нам убивать себе подобных. Мы биологически не способны на это.
Восьмиконечная звезда.
Старший следователь Большемурашкинского межрайонного следственного отдела СУ СКР по Нижегородской области, старший лейтенант юстиции Дмитрий Солдатов, закончив допрос, в который уже раз листал материалы уголовного дела. Из любопытства посчитал, из своих 46 лет его нынешний подследственный Чернов в общей сложности 29 лет провел в заключении.
– Последний раз он освободился в ноябре прошлого года, – рассказывает Дмитрий Вячеславович. – Очередной срок отсидел за убийство своей матери…
Чернов родился в селе Холязино Большемурашкинского района, здесь и жил в короткие промежутки между отсидками. Женщины, встречавшие его на улице, бывало, даже заглядывались – высокий, статный мужчина и без обручального кольца. Только продавщица в местном сельмаге знала: с этим лучше не связываться – психопат, чуть что – того и гляди, прибьет. И не перечила, продавая ему водку в неположенное время. Вдобавок она по опыту общения знала, что означают наколки в виде перстней на его ненатруженных пальцах.
Кстати, несмотря на богатое тюремное прошлое, Чернов не сильно был разукрашен татуировками. Сегодня любая клубная тусовщица затмит его своим орнаментом. Кроме перстней, у зэка-рецидивиста была еще только одна наколка – восьмиконечная звезда на левом колене.
Это одна из наиболее известных «тюремных» татуировок. Ее значение – никогда не преклоню коленей ни перед кем. Это одна из отличительных черт авторитетов в мире преступников. Делают ее те, кто приближен к элите преступного мира, либо стремящиеся войти в их число, называя по-другому «звезда беспредела». Считается, что наносить этот рисунок просто так нельзя. Почему только на одном колене? Оказывается, рецидивист-убийца Чернов абсолютно не выносит боли.
«Медовый месяц».
Однажды в одной из колоний, где сидел Чернов, группа психологов изучала коллективный портрет контингента. Зэки отвечали на вопросы анкеты, проходили специальное тестирование. Один из тестов так и назывался: «Способны ли вы убить человека?». Результат, полученный осужденным Черновым, ошеломил бывалого спеца настолько, что он обвел полученную сумму баллов ярко-красным фломастером, поставив напротив жирный восклицательный знак.
...Соседки по дому шептались у нее за спиной:
– Нет мужика, и это не мужик… Знать, не боится связываться с таким, ведь, говорят, он даже мать не пощадил...
А Петровна, как они ее величали, как многие тысячи русских женщин, пережившая мужа-пьяницу, поднявшая в одиночку детей, все еще не теряла надежды на обычное женское счастье, о котором знала, пожалуй, только из заморских сериалов. И жалела заблудшую душу. Увы, не она первая, не она последняя…
Нашлись свидетели, которые рассказывали, как Анна Петровна убеждала их, что с матерью это был «несчастный случай», что «он сам себе не рад» и так далее, и тому подобные наивные аргументы, на которые только способна женщина, смертельно уставшая от одиночества. Для Чернова это был первый брак, и стремился он к нему исключительно по расчету: все-таки женатым на зоне живется легче – легитимные свидания, передачки из дома…
Так или иначе, но еще в 2015 году заочница Аннушка, одевшись во все самое нарядное, набив хозяйственную сумку всякой снедью, отправилась в ту самую колонию, где отбывал наказание ее криминальный принц, по неслучайному совпадению односельчанин.
Еще накануне начальник ИК своей подписью заверил заявление в ЗАГС, и вот уже тамошний сотрудник произносит сакраментальную фразу: «Прошу обменяться кольцами...». Антураж, конечно, тюремный – несколько разноцветных шариков и тощий букетик полевых цветов скрасили, как могли, суровую казенщину. Первый супружеский поцелуй под конвоем, свидетели – сокамерники в тюремных робах, скромное чаепитие вместо банкета… Но зато «медовый месяц» – целых трое суток Анна провела в крохотной каморке с одним окном в клеточку и с привинченной к полу железной кроватью в жарких объятиях суженого. А потом, сложив обратно в коробочку мужнино обручальное кольцо, заключенным подобные украшения не положены, вернулась в родное село Холязино.
Кольца, кстати, как и костюм жениха, как прочие «свадебные» расходы, новобрачная взяла на себя.
Не дожила до развода.
Как рассказывал знакомый начальник колонии, многие заключенные женятся по расчету – ради длительных свиданий, поэтому львиная доля таких пар обречена на развод. Аннушка до развода не дожила. Счастлива с любимым она была ровно три дня, а потом ее квартира превратилась в ад. Теперь уже подробностей никто не узнает. Достоянием общественности стали лишь заключения врачей ЦРБ. Спустя четыре месяца после возвращения супруга, женщина пережила инсульт, в результате которого оказалась прикованной к кровати. Законный супруг, естественно, не ожидал такого поворота событий, но решил, что квартира с удобствами – неплохая компенсация за урон. Два раза в день подать хозяйке плошку с едой и вынести судно по ее жалостливой просьбе к унитазу – не такая уж дорогая квартплата. Но однажды она не успела с просьбой… И он ее зверски избил.
Когда брат Анны заглянул проведать сестру, то пришел в ужас. На ней живого места не было. Она почти не дышала. Он немедленно вызвал скорую. Так что Аннушка умерла уже в больнице.
– Причиной смерти врачи, среди прочих, назвали «тупую травму головы», – рассказывает Дмитрий Вячеславович. – Говорит, что бил ее руками…
Следователь по делу старается сохранять спокойствие. Погибшая годится ему в матери. И все-таки сокрушенно качает головой:
– Такой исход без труда можно было предугадать…
Из материалов уголовного дела:
«По версии следствия, в июле 2023 года в квартире дома по ул. Парковая с. Холязино Большемурашкинского м.о. обвиняемый жестоко избил свою супругу. С полученными телесными повреждениями 52-летняя потерпевшая госпитализирована в медицинское учреждение, где скончалась...».
Чистый садизм.
– Тебе нельзя встречаться с Аланом, он может быть убийцей.
– Я на сто процентов уверена, что он невиновен.
– Основываясь на чем?
– На том, что он может стать моей будущей половинкой!
– Он может стать будущим заключенным!
Этот диалог из сериала «Я – зомби». Психологи и психиатры в расследовании уголовных дел принимают участие крайне редко, но при этом перед ними ставится задача выявления действительных мотивов преступных действий. Кстати, большинство уверены, что убийцей обычно становится психопат, не использующий внутренние тормоза, с садистскими наклонностями.
– Убийство ради материальной выгоды – еще не настоящее и чистое зло, чистым оно будет, когда убийца, помимо выгоды, на которую он рассчитывает, получает наслаждение от содеянного, – цинично заявил один из них.
А я напомню откровение небезызвестного Андрея Романовича Чикатило:
– Первое убийство напугало и сконфузило меня, но после второго я испытал ликование и радость…
Чернов добровольно сдался в руки правосудия, на допросах ведет себя сейчас спокойно и рассудительно. Будущее его, похоже, ничуть не страшит. Зона – привычная среда, которая ему гораздо ближе домашнего борща и семейного уюта. Вот только несчастную женщину жаль. И эта печальная история – скорее, в назидание тем, кто сейчас сочиняет нежное послание своему заочному другу, который отбывает наказание в исправительной колонии.
– Вряд ли можно изменить человека, который полжизни провел в заключении, – осторожно предположил на прощание старший следователь Солдатов.
Татьяна Чинякова. Фото nnovgorod.sledcom.ru.
(В интересах следствия фамилия и имя фигурантов уголовного дела изменены автором).