Ценник незыблемей гранита

Ценник незыблемей гранита

Тема обмана в магазинах стара как мир. И многие из нас сталкивались с этим не раз. Часто на прилавках в супермаркетах ценники не совпадают с реальными ценами на кассах. Обычно мы ругаем продавцов и платим за товар большую сумму, чем планировали, или вовсе отказываемся от покупки. Но, воспользовавшись правилом «поругали и забыли», продавцы продолжают свое мелкое мошенничество. Ну и что, что обиженный клиент больше не придет к ним в магазин — одним больше, одним меньше.

В Америке и Европе данных проблем практически нет, хотя не только в России любят нечестно наживаться на покупателях. В Канаде, к примеру, этот вопрос вообще решен на законодательном уровне: если чек на товар дешевле десяти долларов расходится (хотя бы на цент) с ценником, то покупатель получает товар бесплатно. Если товар дороже десяти долларов, то потребителю дается скидка в 10 долларов. Стоит ли говорить, что заинтересованные в процветании своего бизнеса магазины в Стране кленовых листьев более тщательно следят за своими ценниками. Нам пока, конечно, далеко до Канады или Америки, но бороться с нечестными хитрецами мы постепенно учимся.

Обмани меня, если сможешь

В редакцию «НН» позвонил читатель и попросил ему объяснить, как вести себя в ситуации, если магазин регулярно «нагревает» клиента на деньги.
— Я живу на улице Ильинской, и рядом со мной есть небольшой круглосуточный магазин, в котором я постоянно совершаю покупки, — рассказывает пенсионер Николай Ефимов. — С завидной периодичностью в этом магазине меняются ценники, и когда я беру продукты и несу их на кассу, уже там узнаю, что цены на некоторые продукты выше, чем на витрине. С моей пенсией я не могу себе позволить такие вроде бы незначительные переплаты, которые в конечном итоге складываются в десятки и сотни рублей. Иногда я просто не замечаю, что переплатил, и уже только дома, заглядывая в чек, вижу, что с меня взяли больше. Пенсионеры — люди доверчивые, и нас легко обмануть.

По словам Николая Ефимова, каждый раз, когда он пытался объяснить продавцам, что цена на витрине не соответствует цене на кассе, сотрудники магазина лишь разводили руками и говорили, что не успели заменить ценники на новые, так как несколько часов назад завезли новую партию товара с новыми ценами. Кстати, это самый распространенный ответ работников продуктовых супермаркетов.

— Когда поступает новая партия продуктов в магазин, цена на них может быть уже другая, и продавцы могут просто не успеть заменить ценники в торговом зале, — рассказывает администратор крупного сетевого магазина Антон Синицын. — При поступлении товара в магазин, его новая цена сразу же закладывается в компьютер, поэтому и возникает разнобой в ценах на витрине и на кассе.

Антон Синицын утверждает, что в подобных ситуациях нет никакого злого умысла, а всего лишь обычная халатность персонала. Мы спросили Антона, что будет, если покупатель начнет возмущаться и просить продать ему товар по старой цене в его магазине.
— На кассу подойдет администратор, выслушает претензии, и в зависимости от ситуации будет принято решение. Скорее всего, товар будет продан по той стоимости, которая была на витрине, — говорит администратор.
Кстати, продавцам торгового зала, по утверждению Антона Синицына, никакого наказания за такую халатность грозить не будет.

Молчать — себе дороже

Что ни говори, а ведь чаще всего в подобных ситуациях мы предпочитаем не связываться и не поднимать шумиху. А это продавцам и магазинам как раз на руку. Однако специалисты в сфере защиты прав потребителей призывают граждан активно бороться с несправедливостью.
— Если каждый, кто сталкивается с такой «халатностью» продавцов, будет качать свои права, то магазины лишний раз задумаются, прежде чем пропустят это безобразие, — рассказывает юрист Виктория Круглова. — Ведь даже если недовольный покупатель будет громко возмущаться в крупном супермаркете, на него будут обращать внимание остальные клиенты, а такая антиреклама руководству вряд ли понравится. В большинстве своем подобные обманы с ценниками происходят в небольших магазинчиках самообслуживания, и продавцы там могут вообще не менять цены на новые товары неделями, тем самым нечестно зарабатывая на клиентах. Чаще всего молодежь становится источником их дохода, ведь молодые люди иногда даже не считают сдачу. Тем более они не станут возвращаться и ругаться в магазине. На то и рассчитана эта путаница с ценниками.
Кроме советов о том, что все-таки нужно быть более внимательным, совершая покупки, юрист подсказала, каким должен быть порядок действия, если покупатель стал очередной жертвой нерадивых продавцов.

— Позовите администратора, если на кассе обнаружили несоответствие цен, — рассказывает Виктория Круглова. — Вежливо расскажите ему, что вы недовольны, и попросите продать вам товар именно по той цене, по которой было заявлено. Отговорки вроде той, что продавцы не успели поменять ценники, не принимайте. Помните, что согласно статье 10 Закона «О защите прав потребителей» продавец обязан предоставлять достоверную информацию о товарах, и цена является неотъемлемой частью этой информации. В Гражданском кодексе РФ есть такое понятие, как оферта, то есть задокументированное предложение. В магазинах ценник является именно публичной офертой, и продавец обязан продать вам товар именно по той цене, которая в этой оферте указана. Напомните это продавцу и требуйте устранения нарушений.
Кстати, юрист советует даже «припугнуть» сотрудников магазина Роспотребнадзором или УБЭПом (Управление по борьбе с экономическими преступлениями), если это необходимо. Обычно при упоминании этих слов, продавцы идут на попятную.

В бой идут профессионалы

Но что же делать, если сотрудник магазина категорически отказывается выполнить ваше законное требование и возвращать вам разницу? Нужно не бояться, и обратиться в Роспотребнадзор. Но здесь будут нужны доказательства, поэтому постарайтесь найти свидетелей, которые смогут подтвердить ваши слова. Это могут быть ваши друзья или родственники, которые пришли с вами в магазин. Ни в коем случае не забирайте ценник из торгового зала, тогда администрация магазина сможет обвинить вас в воровстве торгового оборудования. Сфотографируйте ценник. Фотография подойдет в качестве доказательства для госорганов. Желательно запечатлеть на снимке время и дату. Простой способ — поставить в кадр рядом с ценником телефон или часы с точным временем на дисплее.

— Далее следует оставить запись в жалобной книге с подробным описанием ситуации, — продолжает юрист. — В своей жалобе потребуйте от администрации магазина письменного ответа на ваше обращение. Именно этот ответ послужит доказательством для Роспотребнадзора. После этого обратитесь в местное отделение Роспотребнадзора с заявлением, составленным в двух экземплярах. К нему приложите ответ из магазина на вашу жалобу, а также фотографию ценника, сделанную в магазине, и чек.

В результате проверки по вашей жалобе Роспотребнадзор может оштрафовать магазин, а в случае повторных нарушений — закрыть. После проверок из Роспотребнадзора магазин будет более внимательно следить за своими ценниками.
Кстати, за обман потребителей (обвешивание, обсчет) продавец подвергается административной ответственности по статье 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. И если мы будем чаще отстаивать свои права и знать закон, нерадивых сотрудников магазинов в нашей стране, возможно, будет меньше.

Елена МИТЯГИНА.
 

Справка «НН»

Территориальные отделы защиты прав потребителей в Нижнем Новгороде:

Автозаводский район: пр. Ильича, 31, оф. 230, 293-49-03

Ленинский район: пр. Ленина, 46, оф. 113, 258-02-42

Советский район: пл. Советская, 1, оф. 423, 417-09-28

Канавинский район: ул. Октябрьской Революции, 27, оф. 3, 246-27-57

Московский район: ул. Березовская, 100, оф. 30, 270-12-59

Нижегородский район: ул. Ульянова, 36б, оф. 3, 436-21-69

Приокский район: пр. Гагарина, 148, 465-16-93

Сормовский район: бульв. Юбилейный, 12, 222-29-97

Следите за нашими новостями в удобном формате