Актерское чтение стихов — явление на любителя. Немногие артисты избегают соблазна щегольнуть мастерством, обратить поэтические образы в театральные и вообще навязать самих себя стихам. Светлана Крючкова, читавшая на днях в Нижегородской филармонии Марину Цветаеву, всего этого счастливо избежала.
Цветаева для искушенных и молодых
Зрителей было столько, что приходилось радоваться свободному приставному стулу. А по залу бежал шепоток, мол, недавно даже искушенная петербургская публика была покорена «цветаевской» программой Крючковой. Сама же Светлана Николаевна с радостью заметила, что на ее поэтических вечерах в столичных тысячных залах две трети — молодежь.
Одного из сложных русских поэтов актриса читала с высокой простотой, ненавязчиво ставя акценты так, что даже трудно поддающиеся расшифровке строки проясняли свой смысл. В ее чтении не было ни робости перед великим поэтом, ни панибратского удальства. А связки между стихами — фрагменты из личных писем Цветаевой, рассказ о ее жизни и характере, бытовых перипетиях и близких людях — поражали глубоким знанием и пониманием материала. Словно бы говорила не знаменитая актриса, а классный литературовед, не утративший, однако, свежести эмоционального восприятия поэзии.
Удивлял и нетривиальный выбор материала. В программе не прозвучали многие привычные «хиты», широко известные стихи Марины Ивановны. Зато Крючкова открыла слушателям некоторые незамеченные тексты, обращающие внимание на такое, скажем, неочевидное качество Цветаевой, как самоирония.
От грозовых раскатов до чаепития
Первое отделение было посвящено любовной лирике и завершилось вершиной творчества Цветаевой в этой теме — «Поэмой Горы». Во втором звучали стихи, написанные в революционную пору и выражающие так называемую позицию «над схваткой», а еще — воспевающий белую армию «Лебединый стан», пронзительные «Стихи к Чехии» и под занавес — знаменитое «На твой безумный мир ответ один — отказ».
Более мягкие строки актриса читала, сидя за столом с чашечкой чая. А на самых грозных стихах вставала и выходила на авансцену. Можно сказать, Крючкова раскрыла весь диапазон Цветаевой — от мелодичности и предельной интимности ранней лирики до раскатов грома и острейшего предчувствия мировой катастрофы в поздних гражданских стихах. «Цветаева читала как на плахе», — вспоминал современник. Крючкова стремилась к той же степени честности, убедительно доказав, что поэт «догоняет и перегоняет» историю гораздо быстрее, чем даже великий политик.
Ольга ГОРНОВА.
От первого лица
— Нехорошо так говорить, но на поэтические вечера я иду как в церковь, — призналась Светлана Крючкова. — Это самые чистые моменты в моей жизни. И я очень люблю тех, кто приходит на такие концерты. Это замечательные слушатели, и они нередко дарят мне ценные книги, посвященные поэтам.