Такой вопрос в нежном возрасте хоть раз в жизни задает каждый городской ребенок: откуда берется сладкий медок? Как устроены ульи, что такое взятки, соты, рои…
Дедушкин промысел.
У тех, кто приехал в гости к пасечнику (воспитателю по первой профессии) Николаю Смирнову в село Тарасиха, как живет и трудится обычная полосатая пчелка, вызвало неподдельный интерес.
– Это уже не первая экскурсия, которую мне довелось провести, – рассказывает Николай. – Были ребята с учителем из Беласовской средней школы, дети из нижегородского детдома №1. Я не сомневался, что у многих интерес к пчелиной жизни довольно велик. Сам вспоминаю, как в детстве не отходил от деда, который держал пчел. Пчеловодство стало для меня хобби, которое постепенно переросло в одно из основных занятий в жизни. Сейчас я зампредседателя общественной организации областного общества пчеловодства, бываю на больших форумах, конференциях, фестивалях, опытом делюсь. Но все это пришло со временем.
Конечно, мед, как полезный продукт, может быть одним из источников дохода для пчеловода. Но это еще и лечение. На себе испытал Николай волшебное действие пчелопродуктов – перги, прополиса, маточного молочка.
Особый интерес и труд для него – наблюдать жизнь каждой семьи насекомых, ухаживать за ними, помогать пчелкам пережить зиму. Сейчас начинается подготовка к холодам, пчелы, у которых откачан из сотов мед, стали сердитыми. Но даже это не становится препятствием для тех, кого приводит на пасеку любопытство и интерес.
Пасека на колесах.
Принимает гостей пчеловод по всем правилам. Сначала – обязательный опрос: необходимо выяснить, у кого аллергия на мед и на пчелиный яд. Им придется подождать в сторонке. Для тех, кого невзначай ужалят, есть антигистамины – тавегил и супрастин всегда с собой в аптечке его «буханки», на которой он ездит в лес к ульям.
Для большей мобильности пасеки он разместил пчелиные домики в фуре, куда помещается более 20 ульев. Этот «многоквартирный дом» с помощью прицепа перевозится на лесные просеки и поляны, с самыми медоносными цветами.
– Прежде чем подойти к пчелам, рассказываю про их повадки, – говорит Николай. – Нельзя стоять на пути вылетающих через летки пчел, махать руками, не нужно, чтобы от человека пахло табаком, алкоголем или резкими духами. Был случай, когда один мальчишка приподнял сетку шляпы, чтобы лучше видеть, и сразу же получил жало в область шеи. Напоили лекарством.
Дыхание осени.
– Я учусь в техникуме, – рассказывает один из гостей Дмитрий Швецов. – Вроде, казалось, что все про насекомых знаю из уроков биологии. Но даже не думал, что пчелиные дома можно вывозить в лес, в поле, что можно переночевать в апидомике, дыша с ними одним воздухом, будто ты сам пчела…
Само нахождение рядом с ульями на пасеках оздоравливает человека, считает Николай Сергеевич. Желание использовать эту природную силу породило новое направление в официальной медицине – аэроапитерапия. Так возник оздоровительный метод, получивший название «сон на ульях».
Для самого младшего участника похода, Вани Ерикова, нашелся костюм, в котором он напоминал Пьеро. Говорит, что было интересно, весело и необычно, будто полетал вместе с пчелами и почувствовал себя настоящим пасечником.
После, отойдя в сторонку от ульев, гости пили чай с травами со сладким медком, вдыхая ароматы наступающей осени. А потомственный пчеловод всерьез задумался о проекте для туристов, где в программе будет поездка на пасеку, на близлежащий Никола-ключ, плетение корзин, которым он овладел в совершенстве, сбор грибов и тихая минутка отдыха с ароматным лесным чаем.
Вера Чеботарева. Фото Александра Воложанина.