Форс-мажор как приговор

Форс-мажор как приговор

Если клиент за сутки предупредил своего оператора о внезапной болезни, турагентство обязано возместить ему стоимость путевки. Однако на нашей юридической безграмотности наживаются все, кому не лень, в том числе и сотрудники турфирм. Создавая в своих договорах пункт «форс-мажорные обстоятельства», чтобы обезопасить себя от внештатных ситуаций, они игнорируют закон о правах потребителей.

Анапа накрылась

«НН» уже писали, и не раз, о подобной проблеме, тем не менее число пострадавших только увеличивается. Так, и наш герой Сергей Виноградов (имя изменено) вместе со своей женой и 4-летней дочкой решил съездить летом на юг, чтобы отдохнуть и поправить здоровье. В мае этого года он занял денег у знакомых и заблаговременно купил путевку в Анапу, чтобы в августе отправиться в отпуск. Все лето нижегородская семья с нетерпением ждала долгожданного отдыха, но в ночь перед отъездом внезапно и произошел тот самый «форс-мажор»: маленькая дочка Сергея слегла с температурой 40 градусов, и ей пришлось вызывать врача.

— Состояние девочки ухудшилось из-за аномальной жары и едкого смога, который в августе был просто невыносим, — рассказывает мама Сергея Виноградова Галина. — Было понятно, что отпуск отменяется. Чтобы избежать неприятных последствий, сын с самого утра поехал к месту, откуда группа туристов должна была отправляться в путь, и объяснил представителю турфирмы ситуацию. Тот сказал, что сыну следует обратиться непосредственно к директору агентства.

По словам Галины Виноградовой, когда сын Сергей пришел в турфирму, ее хозяйка отказалась с ним общаться и возмещать деньги. Затем пошла на уступки и попросила написать заявление, которое обещала рассмотреть в кратчайшие сроки. Однако ни через две недели, ни через месяц ответа не последовало, и нижегородцы обратились в Роспотребнадзор.

Пункты приписок

— Специалисты посмотрели на наш договор с турагентством и сразу нашли несколько пунктов, которых там быть не должно, — продолжает Галина Виноградова. — Иными словами, турфирма составляла договор под себя, таким образом, чтобы в любом случае выгодно было только ей.
С заключением специалистов об изменении пунктов договора Сергей Виноградов снова приехал в турагентство. На его удивление, директор фирмы вела себя с ним очень любезно, по сравнению с предыдущим разом, и даже согласилась вернуть ему 22 тысячи рублей за путевку. Настоящая стоимость тура составляла 38 тысяч, и Сергей поинтересовался, куда делись остальные 16 тысяч.

— Отель забрал эти деньги себе за простой номера, так как все это время он пустовал, ведь бронь не была снята, — рассказали «НН» в турагентстве.
— Турфирма была предупреждена об отказе меньше чем за сутки до отъезда, поэтому-то заказ в гостинице не отменили.
В Роспотребнадзоре подтвердили, что благополучный исход в подобных ситуациях может быть только в том случае, если клиент предупредит туроператора не позднее чем за сутки. То есть получается, что заболеть накануне вылета/отъезда очень невыгодно, ведь деньги действительно могут не вернуть.

Суд отказал в иске на возмещение денег пострадавшим, мотивируя это тем, что больной ребенок не препятствие для одного из родителей, не обремененного заботой о чаде, чтобы поехать в отпуск. В заключении судебного решения также есть странный момент, который удивляет и вызывает недоумение у потерпевших. В официальном документе говорится, что внезапная болезнь ребенка перед отъездом не является обстоятельством форс-мажорным и родители девочки могли предусмотреть ее возможный внезапный недуг при заключении (!) договора, то есть в мае.

— Туристическая фирма утверждает, что заключенный договор является односторонним, проще говоря, в случае форс-мажорных обстоятельств агентство не несет ответственности, — рассказывает юрист Евгения Иванова. — Сейчас многие фирмы включают в свои договоры такого рода пункты, на что они попросту не имеют права. Это противоречит статье 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» «Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя».

В зале заседания представитель турфирмы решила сгладить конфликт и предложила на следующий год хорошие скидки, если пострадавшие снова вернутся к ним. Но захочет ли покупать очередной тур в данном агентстве Сергей Виноградов — большой вопрос.

Елена МИТЯГИНА.

Следите за нашими новостями в удобном формате