Европейские байкеры называют своих российских коллег всадниками апокалипсиса: дескать, они без вреда для психики зимуют в одной комнате с мотоциклом, а влетая в очередную яму, вместо гормона страха вырабатывают отменный мат. С точки зрения европейцев на наших дорогах вообще отсутствует термин «безопасность», а российский климат перманентно устраивает лотерею – с безуспешными попытками отгадать, сколько раз за сезон будет сухой асфальт.
...И ветер в лицо.
Даже при всей безбашенности русских двухколесников, путешествия на мотоциклах в России скорее исключение... Зато езда по городу и по маршруту «дом – дача», участие в мотофорумах и принадлежность к мотоклубу уже дает тебе статусное право называться байкером. Впрочем, есть и смельчаки-одиночки. Знакомый мотовладелец «Ямахи»(Xj6 модель) нынешним летом намотал без малого четыре тысячи км для того, чтобы сделать селфи на фоне Эльбруса. Другой нижегородец – Андрей Вилгов в это время «скакал» на своем железном коне по Белоруссии. За время путешествия его мотоцикл намотал более 140 тысяч км и ни разу не подвел хозяина.
Все наши двухколесники (прошу не брать во внимание велосипедистов, самокатчиков и пр.) собрались 30 сентября на свой очередной форум. Повод – масштабное закрытие мотосезона-2023. Байкеры со всей Нижегородской области организовали мотопробег по круговому маршруту «Дзержинск – Кстово – Нижний Новгород – Дзержинск». Они стартовали в 7:30 на площади Дзержинского в Дзержинске, а затем проехали до Нижнего Новгорода, где посетили площадь Ленина и Горадром. Тут состоялась главная тусовка. В рассказы на тему: «Как мы с байком провели лето» мы вмешались с одним-единственным вопросом: «Какие ощущения вам дает езда на мотоцикле?»
Поэзия полета.
Писатель Салтыков-Щедрин однажды заметил, что писать стихи – это все равно, что ходить по веревочке, когда можно ходить по земле. По аналогии: зачем подвергать себя риску на двух колесах, если можно ездить на четырех и под крышей?
– Мотоцикл – это самые яркие эмоции, которые можно получить на земле. Ты не скован крышей офиса, машины, дома или метро, а едешь под открытым небом, максимально ощущая свободу, – вдохновенно рассказывает Антон Битюгов из Арзамаса, облокотившись на руль своего «Харлея».
– Я откатал на разнокубаторных байках и тем самым выбрал свой. Кому-то пойдет спорт, кому круизер или турист, кросс или питбайк. Только в сравнении вы найдете свой мотоцикл по темпераменту и стилю, и тогда познаете счастье, – вторит ему нижегородец Данила Кузьмичев.
– А я до сих пор вспоминаю свои поездки на 11-м «Днепре», перепиленном в чоппер. Такой расколбас шел в руки – мама, не горюй! После поездок на этом звере любой нормальный мот управлялся как игрушка, – рассказывает бывалый байкер, не пожелавший назваться…
Лейтмотив всех откровений – байк для меня – это та часть жизни, которую я живу в независимости от всего и всех. Это состояние свободного полета.
Кстати, среди мотоциклистов встречаются и девушки. К примеру, хрупкая, но опытная Галия гоняет на байке уже не первый год. Другая девушка, Алиса Элис, за рулем уже более 10 лет. Сейчас она тоже строит планы на межсезонье. Для тех, кто не знает, как ответ мотоклубу «Ночные волки» в Нижнем Новгороде недавно был создан женский мотоклуб «Ночные валькирии».
Горькие ягоды летящей свободы.
Из сводки дорожно-транспортных происшествий УГИБДД ГУ МВД РФ по Нижегородской области:
«Смертельное ДТП с участием мотоцикла «ИЖ» произошло в Починковском районе ранним утром 14 мая. По данным Госавтоинспекции, авария случилась на 240-м километре трассы Нижний Новгород – Саратов. 20-летний водитель мопеда без госномеров, не справившись с управлением, по касательной столкнулся с отбойником. В результате молодого человека с тяжелыми травмами госпитализировали в Починковскую ЦРБ, а его 18-летний пассажир скончался на месте происшествия до приезда бригады скорой помощи».
«В среду, 17 мая, в Арзамасском районе на 5-м километре дороги Выездное – Шерстино 68-летний мужчина на мопеде не выдержал безопасную дистанцию и на скорости врезался в грузовик ГАЗ-3785. От полученных травм пенсионер скончался на месте происшествия».
«Вечером 20 мая в Выксе на улице Ленина водитель микроавтобуса «ГАЗ», выезжая с прилегающей территории, не уступил дорогу летящему байку и врезался в «Мотолэнд», которым управлял 15-летний юноша. От удара мотоцикл опрокинулся, пострадали сам несовершеннолетний мотоциклист и его пассажирка 2007 года рождения».
«Вечером 21 мая в Кстово на проспекте Победы пьяный водитель мотоцикла «Хонда», лишенный прав, сбил пенсионера на нерегулируемом переходе»…
Обратили внимание на периодичность подобных ДТП с участием двухколесников?
Серьезная авария с участием железного коня произошла вечером минувшей пятницы в Канавинском районе областного центра на улице Июльских Дней. Там 46-летний водитель за рулем «Шевроле Нивы», выезжая с прилегающей территории, не уступил дорогу мотоциклисту. В результате столкновения 37-летний байкер на мотоцикле был сбит иномаркой и придавлен собственным транспортным средством. После того, как спасатели помогли пострадавшему выбраться, скорая доставила его в больницу...
Весной этого года «НН» опубликовали репортаж с открытия мотосезона, которое состоялось 13 мая. Дабы снизить градус восторженности и пафоса, мы привели статистику: еще до открытия сезона в ДТП на дорогах области пострадали 16 мотоциклистов. Но это, оказывается, были еще цветочки, а после официального открытия мотосезона «горькие ягоды» не заставили себя ждать. К середине лета печальный список пострадавших заметно увеличился. Более 70 аварий с участием мотоциклистов. В таких ДТП погибло 10 человек и более 70 человек получили ранения, среди них 17 несовершеннолетних водителей.
В связи с неутешительной статистикой на территории Нижнего Новгорода и области в июне даже проводилась профилактическая операция «Безопасный мотоцикл». То есть инспекторы ГИБДД не просто привлекали к ответственности мотоциклистов-нарушителей, но и проводили разъяснительные беседы среди байкерского сообщества.
Дело в шлеме?
На очередном брифинге УГИБДД по Нижегородской области представитель нижегородского мотосообщества Данила Балабаев опроверг популярный миф, что мотоциклисты все до одного хорошо водят двухколесный транспорт. Он указал на то, что в авариях с участием мотоциклов только в 37,5% случаев виноват водитель автомобиля. Остальные 62,5% связаны с ошибками, которые допускают байкеры.
Также Данила рассказал об особенных случаях нарушений правил вождения мотоцикла. Это пьяные мотоциклисты и несовершеннолетние водители. Увы, чаще эти особенности встречаются именно в районах области.
Эксперты считают, что экипировка, практика и обучение – это самые главные правила не только для начинающих водителей мотоциклов, но и для опытных байкеров. Они уверяют, что шлем на 50 процентов снижает вероятность получения травмы головы, на 69 процентов снижает вероятность получить серьезные травмы и на 65 процентов – смертельные. Еще одной важной частью экипировки являются мотоботы.
– Мотоботы часто недооценивают, – говорит Данила Балабаев. – Мотоциклисты заменяют их кроссовками: не жарко, удобно. На самом деле переломы нижних конечностей встречаются в два раза чаще, чем иные травмы…
Также мотоциклист призывает защищать кисти рук перчатками. Коленные, локтевые суставы – два самых сложных сустава в организме, обязательно закрывать специальными накладками. Также необходима и защита спины, которой часто пренебрегают водители. По словам Балабаева, хоть травма спины и редкая, но в случае ее повреждения инвалидом можно остаться на всю жизнь. Представитель мотосообщества предлагает всем любителям и профессионалам мотоциклетного вождения проходить обучение не только в автошколах, но и на специальных курсах. И, конечно же, параллельно заниматься самостоятельно в интернете, просматривая ролики с советами специалистов.
Из сводки ДТП:
«23.09.2023 года в г. Выкса в 11:41 на перекрестке ул. Кр. Зори – ул. Пушкина, 55 водитель (1986 г.р., стаж 1 год), управляя а/м ВАЗ 2114, при повороте налево, не предоставил преимущество в движении и совершил столкновение с мотоциклом «Велс»… Девушка 2004 года рождения получила смертельное ранение»…
В момент аварии она была в мотошлеме.
Парад ангелов, или маршрут в неизвестность.
– Часто лихачит молодёжь – те, кто ездит года три, – уверен нижегородский байкер с 20-летним стажем Роман. – Они не до конца понимают, чем это может закончиться. Остальные – взрослые люди, которых дома ждут жёны, дети. Как правило, они ещё и водители автомобиля со стажем. Ограничение скорости должно быть в голове. Это город...
Многие байкеры считают: водителям автомобилей обидно, что они стоят в пробках, а мотоциклы их объезжают. Особо ловких якобы намеренно зажимают в междурядье, не давая проехать, «выдавливают» на соседнюю полосу, а бывает, и на встречную. Частая причина ДТП, когда водители просто не замечают скоростную технику, начинают поворачивать, не убедившись в безопасности маневра, не глядя в зеркало заднего вида.
Конечно, любой байкер – прежде всего человек. Культура вождения, вне зависимости от места, в дорожном движении зависит от него.
– Кроме того, увлечение мотоциклами – недешёвая история, – говорит автомобильный правозащитник Александр Дейч. – Думаю, мало кто из байкеров хочет попадать в аварии. Другое дело, что скоростное маневренное транспортное средство как бы само провоцирует водителя дать по газам. И здесь выбор всегда за человеком…
...Когда участники субботней мотофиесты проезжали по Гребному каналу – «Явы», «Ижи», «Кавасаки» – супербайки, круизеры, дрэгстеры, мотарды и даже трициклы – пешие зрители приветствовали их с обочины. На них смотрели кто с восхищением, кто – с завистью, кто – с сожалением... Кто-то вообще открыл в этот день для себя новое слово – «мотоджимхана» – это своего рода «субкультура в спорте». Стремление довести технику владения мотоциклом до идеала, породившее в наши дни новый вид любительского мотоспорта, суровый, в меру зрелищный, а главное – бюджетный, доступный для всех...
Но более всего мне запомнилось брошенное в толпу замечание экипированного по последнему слову спецмоды мотоциклиста о том, что «автомобиль возит тело, а мотоцикл – душу».
Это для тех, у кого в тот момент, когда он набирает скорость, ангел находится за плечами. А если нет?
...Основной площадкой субботнего мероприятия стал Центральный парк культуры и отдыха в городе Дзержинске, где вечером всех жителей ждал концерт рок-группы «Маша и Медведи».
– Главное – существенно снизилось количество ДТП с мотоциклистами, – подчеркнул мэр города Дзержинска Иван Носков в своем обращении к участникам мотофорума и зрителям, собравшимся в парке.
Хотелось бы надеяться, однако статистика против нас. По данным регионального ГУ МВД России, на дорогах Нижегородской области в этом году было зарегистрировано 395 ДТП с участием мототранспорта
(в прошлом году за аналогичный период – 365), из них по вине самих водителей мототранспорта – 253 (в прошлом году за аналогичный период – 269). А вот пьяных мотоводителей точно стало меньше: в этом году задержали 63 водителей, а в прошлом – к этому дню – 72.
Татьяна Чинякова. Фото автора.