Нижегородская филармония открыла новый, 87-й концертный сезон Высокой мессой си минор Иоганна Себастьяна Баха. Это грандиозное произведение по праву считается вершиной не только в творчестве композитора, но и величайшим в мировой культуре сочинением подобного жанра.
Музыкальное «заявление».
Месса си минор в полном объеме никогда не звучала при жизни Баха, да и сегодня каждое ее представление публике становится событием, так как требует исключительных исполнительских сил.
Впервые в истории Нижнего Новгорода Месса прозвучала в филармонии 25 декабря 1999 года. Недавнее исполнение, соответственно, стало исторически вторым. В нем приняли участие Академический симфонический оркестр филармонии под управлением его главного дирижера – народного артиста России Владимира Понькина, Камерного хора «Нижний Новгород» и солистов музыкальных театров Москвы: Алёны Кузнечиковой (сопрано), Екатерины Лукаш (меццо-сопрано), Вадима Волкова (контратенор), Артёма Попова (тенор) и Олега Цыбулько (бас).
Слушатели, замерев, внимали величественному звучанию, заполнившему большой зал и бушевавшему, словно экстатически изменчивый океан, то ликующий, то грозный. Поистине, как сказал еще один титан музыки, Бетховен, обыгрывая фамилию Баха (bach переводится с немецкого как «ручей»), «Не ручей – море должно быть имя ему!».
Вел концерт критик, популяризатор академической музыки Артем Варгафтик. Он поведал залу немало интересного. В частности, пояснил многолетний разрыв между частями Мессы; первой, в 1724 году появилась Sanctus, в 1733 – Kyrie и Gloria, ну а окончательный автограф датируется 1748 или 1749 годом. Связано это было с желанием Баха устроиться на «работу мечты» – внезапно освободившееся место придворного капельмейстера в столице Саксонии Дрездене. Иоганн Себастьян переписал Kyrie и Gloria особенно красивым почерком, упаковал в большой пакет и отправил в Дрезден.
– Многие на этом месте спрашивают, отчего Бах, будучи лютеранином и всю жизнь работавший в лютеранских церквях, да и Саксония вообще колыбель протестантизма, из которой вышел Мартин Лютер – отчего Бах выслал в Дрезден музыку для католического богослужения? – иронически отмечает Варгафтик. – Да оттого, что дрезденский двор делал вид, что соблюдает католические традиции в связи с тем, что саксонский курфюрст Фридрих Август II исполнял тогда еще и работу короля Польши, и необходимо было изобразить лояльность обоим странам и народам. Поэтому то, что сейчас прозвучит до антракта – это самое большое, самое масштабное и самое красивое из написанных когда-либо заявлений о приеме на работу!
Городской завмуз.
Ровно триста лет назад Иоганн Себастьян Бах устроился на работу в Лейпциге.
– Это, разумеется, вовсе не означает, что до того Бах бездельничал, – отмечает Артем Варгафтик. – Но он устроился на такую работу, благодаря которой стал известен всему миру. Это его последнее трудоустройство и последняя должность, с которой он будет связан последующие 27 лет, то есть до конца своих дней. Коротко должность называется «Томас кантор», то есть, за одну зарплату Бах работал руководителем хоровой школы и детского хора при церкви святого Фомы, а также был ответственным за музыкальную часть в церкви святого Фомы, в университетской церкви святого Петра, в церквях святого Николая и святого Иоанна. Говоря иначе – главный городской завмуз. Очень хлопотная работа, очень серьезная, очень напряженная. Почти целый год эта должность пустовала, и, наконец, дождалась Баха. Лейпцигские газеты взахлеб писали, как торжественно, со своим большим семейством и немалым имуществом, на четырех подводах Бах въехал в город, чтобы занять только что отремонтированную квартиру директора школы…
Мария Федотова. Фото Романа Бородина, предоставлено НГАФ им. М. Ростроповича.