На днях галерею 9Б покинул воронежский художник Иван Горшков. Там он творил в течение полутора месяцев. Резиденция Ивана Горшкова была реализована в рамках региональной программы арт-резиденций при поддержке правительства Нижегородской области и АНО «Центр 800». Корреспондент «Нижегородских новостей» встретилась и поговорила с художником в галерее накануне закрытого вернисажа. Пахло краской. Немилосердно орали галки. На больших полотнах громоздилось нелепое черт-те что. Всё это, конечно, интриговало.
Курс – на современность.
– В галерее 9Б я оказался впервые шесть лет назад по приглашению владельца вновь открывавшегося ресторана «Юла». Привезли выставку моих работ, большой железный фонтан. Тогда я познакомился с хозяевами пространства галереи, и сейчас снова все сошлось – решили устроить мой бенефис, – рассказывает художник. – Если говорить обо мне как
художнике, я стремлюсь к максимальному расширению палитры приемов, материалов и медиумов. Раньше моей визитной карточкой была железная скульптура. Я всю жизнь параллельно занимаюсь скульптурой, живописью, коллажем, инсталляцией и еще всякими прочими вещами. Мне всегда нравились художники, которые работают в разных материалах и разных медиа.
– В какой момент вы осознали, что изобразительное искусство – это не только Репин и Шишкин?
– Мой отец, художник Сергей Горшков – заметный представитель воронежского андеграунда, активно принимавший участие в московских событиях 90-х годов. Вернисажи, тусовки, эксперименты. Ты делаешь какие-то прикольные штуки, которые затем всем показываешь, а это хвалят или ругают и происходит бурная жизнь. Так что еще маленьким ребенком, глядя на все это, я сделал вывод, что быть художником здорово и не скучно, что все современное – весело и круто, а академическое и консервативное – не то чтобы отстой, но где-то рядом. Затем, конечно, пошел обратный процесс; картина мира стала складываться, и я понял, что за отношения у современности с классикой, что одно вырастает из другого и вообще взаимосвязано. У большинства людей эволюция идет в обратную сторону. Но факт, что с детства у меня был взят курс на современность, и лет с восемнадцати я планомерно ездил в Москву на выставки, был в курсе того, что делают московские и иностранные художники.
Сегодня мой медиум – коллаж, занятие комбинированием. Это то, что напрашивается в нашу эпоху, когда всего очень много: картин, предметов, придумок, образов, обстоятельств – и работать с комбинированием интереснее и продуктивнее, чем продолжать их плодить.
– Вы придумали стратегию под названием «Генератор счастливых случайностей». Как это работает?
– Я понял, что самые главные инструменты в искусстве – не кисть или, там, молоток, а тот факт, что художник – режиссер обстоятельств. Что можно выстраивать цепочки обстоятельств, машину, которая сгенерирует произведения искусства. И вот, метафорически выражаясь, я строю машину производства. Не конвейер, а рандомайзер, то есть производство неожиданностей, и чтобы этим потоком можно было управлять. Неудачное отсеивать, удачное оставлять. На самом деле многое в искусстве появилось (и пробилось к зрителю) по счастливой случайности. Это были творческие удачи, прорывы, открытия и таковыми является большинство шедевров. И для их появления нужны непредсказуемые события, окно возможностей.
Начиная новую серию, строишь новый генератор. Можно заказывать на «Али экспресс» или собирать на барахолках, в секонд-хендах какие-то странные, редкие штуки. Можно нанимать людей и просить их скачивать в интернете какие-то картинки, или задействовать нейросеть, и всегда расчет на то, что итог получится интереснее, чем я мог себе представить.
Когда б вы знали, из какого сора…
– Так понимаю, что вы включили «Генератор» в Нижнем Новгороде?
– Когда поступило предложение приехать в Нижний, в галерею 9Б, стало ясно, что к скульптуре тут не располагает пространство, и что будут картины, но я же не могу просто вот так взять закрыться и рисовать. Это слишком скучно и предсказуемо. А лет восемь назад я впервые попробовал нанять людей для рисования своих картин. В связи с профдеформацией художнику довольно сложно из себя вытянуть что-то такое, чтобы удивить самого себя. Нужна чужая рука! Это гораздо проще и веселее, пригласить другого человека: с другими привычками, характером, образованием, бэкграундом, с другой рукой – наивной рукой. Попросить его нарисовать что-нибудь. И работать с этим как с исходным материалом.
Были наняты двое ассистентов, непрофессиональных художников. Я специально искал людей без образования, потому что, если у человека есть крепкая академическая школа, работать с ним крайне сложно: он будет упорно писать в академической манере, а это узкая стезя, которая для моих экспериментов неинтересна. Я ищу чего-то странного, наивного обаяния простоты… В интернете есть, например, поклонница Никаса Сафронова. Она делает наивные копии его картин и посвящает ему оды, которые поет и играет на синтезаторе на фоне этих развешанных повсюду картин – вот что-то вроде этого.
Также помимо ассистентов я предложил организовать в галерее небольшую группу вечерней живописи. Набрали ребят, по вечерам собирались, обсуждали уже имеющееся и что-то подрисовывали, затем снова обсуждали... Получилось нечто среднее между комедийным ток-шоу, мастер-классом, конференцией по живописи и дружеской вечеринкой. Было нарисовано очень много и разными руками, получилось 12 больших картин, очень разных.
– Розовый мазок, трансформаторная будка, портрет, лунные блики, пролитая краска, затертое пятно, яйцо… Иван, признаюсь вам: глядя на эти картины, я ничего не понимаю! Объясните хоть что-нибудь.
– То, чем я занимаюсь, не имеет длинных концептуальных объяснений. Просто однажды я понял... Когда-то подумал: а что, если фигуративные пятна абстракций заменить конкретными предметами – в бессмысленном, абсурдистском их сочетании? Так вот. Ко всему, что вы видите, нужно относиться как к абстракции: все образы случайные, все сюжеты – мнимые. Это всего лишь сочетания манер письма и образов, которые заряжают картину своей бредовой энергией. Понимать здесь особенно нечего, это можно лишь воспринимать. Благодаря этим вечерним клубам мне удалось разогнать «Генератор случайностей» сильнее, чем бы я сам смог сделать это в одиночку. Получилось интересно и разнообразно.
Справка «НН».
Иван Горшков родился в 1986 году в Воронеже. Окончил Воронежский государственный педагогический университет (факультет художественного образования). Учредитель Воронежского Центра современного искусства. Стипендиат грантовой программы музея «Гараж» для художников, работающих в сфере современного искусства. Художник года Cosmoscow 2017. Лауреат XV Государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинации «Художник года» – проект «Фонтан всего» (2020). Номинант Премии Кандинского 2021 в номинации «Новая генерация».
Произведения Ивана Горшкова находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи и Московского музея современного искусства.
Мария Федотова. Фото предоставлено «Нижний 800».