Спектакль создан с большой фантазией и наполнен мистикой и символизмом. Легендарное произведение в шестой раз было поставлено в театре «Вера». К «Синей птице» здесь относятся с особым трепетом, поэтому сделать новую версию доверили режиссеру Александру Ряписову, с которым коллектив сотрудничает уже много лет.
Он переработал пьесу в собственный сценический текст, сократив оригинал и переделав некоторые картины. Сказке, написанной в начале ХХ века, придали динамику, сократив диалоги, но сюжетная линия осталась неизменной.
Впрочем, есть и спорные моменты в небуквальном прочтении пьесы Мориса Метерлинка. Экспозиция начинается не с разговора перед сном в хижине дровосека (место действия, по умолчанию, не определено и известно зрителям), а с пролога на авансцене. Берленго (она же фея Берилюна, актрисы Татьяны Кауровой), у которой больна внучка, горестно рассказывает о том, кто придаст девочке силы – волшебная Синяя птица. Но все, кто помогут ее отыскать, погибнут.
Где подслушал роковой монолог соседский мальчик Тильтиль? Вероятно, из рубки звукорежиссера, откуда неожиданно, словно из детской спальни, выбрались исполнители главных ролей – Валерий Петенев и Варвара Балезина (Митиль). Представление неоднократно разворачивалось, да так, что зрителям пришлось не раз повертеться на своих местах, чтобы ничего не пропустить. Спуск из окна по лестнице напомнил побег из дома, за ночными приключениями, а не сказочный сон (в оригинальном варианте). Теперь (вместо волшебной шапки с алмазом – подарка феи) брат с сестрой, вооруженные настольной зеленой лампой, в сопровождении Души Света (Марии Каддо), стали для нас проводниками в чудесные миры.
Страна воспоминаний, Дворец ночи, Сад блаженств, Царство будущего – с каждым разом новые, открывающиеся за занавесом мизансцены не переставали удивлять фантазией, восхищая техническими возможностями театра. На стенах возникали изображения (пугающие кадры Первой мировой или бескрайнего космоса), а в одной проекции, на импровизированном экране, появилась сама основательница театра – Вера Александровна Горшкова, играющая Материнскую любовь. Символичная роль, ведь «Синей птицей» она назвала студию, открывшуюся в конце 1970-х, в ДК Ленина.
Воплотили в спектакле сюрреалистические видения художник-сценограф Андрей Щаев и управляющий сценическим светом Сергей Гаевой. Артисты за два часа успели не раз переодеться в эффектные костюмы художника Полины Гришиной, чтобы сыграть по нескольку ролей. А неузнаваемые многоликие Папа (Владимир Джумок) и Мама (Александра Трушкина), раскрыли созданные характерные образы только на поклонах.
Главные открытия, по замыслу драматурга, происходят в героях и нас самих, в метафоричном финале, где появится живая голубка. Но на тот случай, если зрители его не поймут, устами Тильтиля, по воле режиссера, мораль произведения прозвучит в последних репликах: буквально и назидательно. Но, надеемся, театральные «уроки воспитания души» подрастающему поколению будут и так понятны, без поясняющих слов.
В нижегородском прочтении «Фантазия о счастье» (как определили жанр постановки в театре) получилась ярким представлением, иллюстрирующим путешествие детей, где было важно не только достигнуть цели – найти заветную Синюю птицу, чтобы помочь выздороветь девочке, но и пройти жизненный путь – взросления и познания. А счастье окажется гораздо ближе, чем нам кажется. Вперед, за Синей птицей! (6+)
Анастасия Умнова. Фото Андрея Абрамова, предоставлено театром.