Смех, улыбки, новые знакомства и возможности. Детский лагерь – это место, куда хочется возвращаться снова и снова, а дни, проведенные в нем, остаются в памяти на долгое время. Так утверждают студенты, работающие летом вожатыми. У каждого из них своя история начала работы вожатым.
– Все началось довольно неожиданно, я слышала что-то про деятельность студенческих педагогических отрядов (СПО) в течение первого семестра. Иногда посещала разные мероприятия и следила за социальными сетями. В январе 2023-го возникло желание попробовать себя в чем-то новом, с осознанием того, что все обязательно получится, – рассказывает Олеся Вострякова, новичок отряда «ДОБРО».
– Еще на сменах в лагере в день самоуправления я играла с ребятами младше меня. Затем с 14 лет я стала работать летом в школьном лагере помощником учителей (вожатым). После того как поступила в университет, решила получить квалификацию вожатого и вступила в студенческий педагогический отряд «Весна». Получается, что мой путь начался с 2014 года, – вспоминает Мария Назарова из отряда «Весна».
Таких как она, отработавших три и более сезона в составе СПО, называют старик.
Работа с детьми – это всегда очень сложный процесс, в который готов включиться не каждый. Так, к примеру, Мария отмечает, что сложнее всего заинтересовать детей и не потерять и удерживать эту ситуацию. Ведь если детям будет не интересно спустя 15 минут, то больше ты их не сможешь завлечь в игру или на мероприятие.
Олеся же в своей первой смене убедилась, что часто возникают моменты, которые мешают комфортной обстановке внутри отряда.
– В отряде был тихий, скромный, немного полный мальчик, которого часто обижали: могли шишками кинуть, толкнуть и т. п. Возникали внутренние конфликты, которые первое время легко решались обычным предупреждением, но позже это перестало срабатывать и приходилось проводить конфликтные «огоньки» с детьми.
Но, несмотря на все трудности, обе девушки отмечают, что конец смены является самым эмоциональным моментом буквально для всех.
– Последний день, последняя свечка. Ребята болтали, шушукались, ни на какие замечания не реагировали, но после всех сказанных слов мы вновь встали в традиционный орлятский круг, и запели нашу песню. В этот момент то, что ребята отвлекались во время прощальных слов, отошло на второй план. В кругу во время песни все стояли и пели, у многих блестели слезы на глазах. Даже те мальчики, которые говорили, что им все не нравится, после песни подходили и благодарили за проведенное вместе время. В этот момент я поняла, что все не зря! – вспоминает Мария.
Очень трогательно Олеся вспоминает о мероприятии «Подарок дорогому другу»:
– В этот день мы находились отдельно от наших детей, что было очень непривычно. Вечером, когда они только вышли на сцену, я сразу расплакалась и плакала всё их выступление. Навсегда в памяти наши долгие объятия и тёплые слова.
Говоря о значимости опыта работы воспитателем Мария уверена, что детям важно видеть, что вожатый – это творческий человек, который сможет им помочь.
– Я перестала стесняться чего-либо, открыто могу дурачиться вместе с детьми, веселиться с ними. Даже научилась ставить танцы! Думаю, если бы я не стала вожатым, то тех навыков в общении, творчестве, образовании у меня не было, – делится впечатлениями Мария.
Олеся же стала более ответственной и уверенной в себе, своих решениях:
– Как мне кажется, после целины, как еще сами студенты называют летний период, работы в составе студенческого отряда, не измениться нельзя, ты возвращаешься совершенно другим человеком, появляется некое новое «я».
Инна Королева. Фото Александра Воложанина.