Выставка «Легкое чтение: книжки в картинках» открылась в художественном музее (кремль, корпус 3). Она стала завершающим событием второго фестиваля графики, стартовавшего в августе, в рамках партнерского проекта «Музейная набережная».
– Мы рассказываем про графику, говорим о разных эпохах, разных мастерах, коллекционерах, дополняем друг друга с другими музеями и открываем новые имена, важные страницы истории для нашей замечательной нижегородской публики и гостей Нижнего Новгорода. Здесь можно увидеть абсолютно новые вещи, которые никогда не показывались, – подводя итоги фестиваля, сказал генеральный директор НГХМ Роман Жукарин.
Экспозиция знакомит зрителей с историей книжной иллюстрации с XV века до нашего времени. В нее вошли 100 акварелей, гравюр, литографий и иллюстрированных книг, а также произведения декоративно-прикладного искусства (керамика), содержащие сказочные сюжеты. Выставка объединяет экспонаты из фондов Нижегородского государственного художественного музея, Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим» в одну концепцию. Эмоциональное воздействие через просвещение – вот ее главная задача.
Заведующая отделом отечественного искусства и выставочной работы музея Наталья Соколова объяснила, что означает понятие «лицевая книга», сложившееся исторически:
– С детства мы знаем, что самые лучшие книжки те, что с картинками. История таких книг очень древняя. Изначально они были рассчитаны на неграмотных людей. Все ее содержание вкладывалось в изображение, с развлекательной, образовательной или религиозной целью.
В первых залах представлены гравюры на библейские сюжеты известного немецкого издателя Мартина Энгельбрехта, избранные листы из Theatrum biblicum голландца Николаса Пискатора, повлиявшие на многие последующие иллюстрации, ксилографии из «Апокалипсиса» Василия Кореня, созданного в 1692–1696 годах в Москве. Или, например, редкий сборник деяний христианских святых «Золотая легенда» Иакова Ворагинского, опубликованный в Нюрнберге в 1488 году. Далее собраны знакомые с детства работы художников Татьяны Мавриной, Юрия Васнецова, Евгения Рачева, Бориса Малинковского и других авторов – образы их персонажей многих посетителей ненадолго вернут в приятные воспоминания.
Гость и друг музея Геннадий Рябов поделился первыми эмоциями:
– На выставку мы пришли вместе с правнучкой, ходили по залам, и нам, каждому по-своему, было интересно. Она вспоминала по картинкам сказки, которые сейчас читает, а я – те, что читал своим детям и внукам, а теперь уже и ей. Блестящее впечатление!
Многие лубочные изображения, некогда популярные в России, берут свои истоки в иллюстрациях жития святых. Дополненные простыми изречениями, пословицами и поговорками, они мощно воздействовали на не избалованных прогрессом зрителей. Наивное искусство к тому же породило первые отечественные карикатуры – здесь в нескольких вариантах демонстрируются картинки на сюжет «Как мыши кота хоронили», где под «усатым» подразумевался почивший Петр Первый. «Легкое» – не значит поверхностное, чтение все равно должно быть вдумчивым, даже в нынешнюю эпоху ускорения жизни – подтверждает выставка.
В ближайших планах – познавательные лекции. Так, для взрослых посетителей они пройдут 11, 12 ноября и 3 декабря, в 13.00. Выставка будет доступна для посещения по 14 января 2024 года. (0+)
Ольга Плаксунова. Фото предоставлено НГХМ.