Компетенция предпочтительнее знаний?

Компетенция предпочтительнее знаний?

В учительской среде модное словечко «компетенция» вошло в обиход. Его можно теперь встретить не только в инновационных грантовых проектах, но даже услышать на родительских собраниях. Дескать, теперь предпочтительнее детям давать не знания и умения как раньше, а… компетенции.

Успешность заразительна

В школе № 186 Нижнего Новгорода класс экономики — это учебный бизнес-центр, универсальная площадка, и тут решаются взрослые задачи. Дети вместе с преподавателями учатся работать в команде и думать самостоятельно. Они знают, что здесь можно отстаивать свои позиции, если уважаешь мнение других. А еще они знают, что, если потрудиться, можно прямо в школе найти свое будущее. Сегодня ученикам задана тема — «Экономика и экология». Одна группа идет в библиотеку — изучать законы, другая работает в информационно-ресурсном центре. Третья готовит рекламно-воспитательную акцию. Оценивая работу, даже не самую удачную, учитель Галина Гребнева всегда найдет, за что похвалить своих учеников. Она считает, что только так можно вырастить успешных людей.

Работа в школьной компании, пусть не самой настоящей, а пока пробной, — это один из путей к овладению определенными компетенциями менеджера, экономиста, предпринимателя.

«Профиль» и анфас

Экономический класс, с одной стороны, — это всего лишь игра в бизнес, но с другой — хорошая возможность оценить себя и получить полезный опыт. Вот, например, новая компания «Перспектива» пока не решила, чем именно она будет заниматься. Организация праздников, производство игрушек, школьное радио, швейная мастерская — все это уже было. И поэтому здесь день изо дня ребята пытаются придумать что-то небывалое, свое.
Учитель экономики Галина Гребнева не скрывает, что каждый раз с новым классом приходится все начинать сначала, очень сложно организовать команду, найти настоящего лидера. Ведь ребятам, выбравшим это сложное направление, кажется, что они лидеры и готовы взять на себя руководство компанией. Но проходит месяц, и они понимают, что руководитель — это не тот, кто только приказывает, а идти нужно за умным, сильнейшим, иначе дело не сдвинется.

Профилирующий предмет, который особенно интересует ученика. Те уроки, которые обязательны только потому, что особенно интересны этому конкретному ребенку. Учитель помогает ему найти себя в том, что он выбирает. В конце учебы, перепробовав многое, выпускник уже твердо знает, кем быть, что ему по душе.

Галина Ивановна Гребнева долгое время была инженером-кораблестроителем. Стояла за кульманом, умирая от скуки, и находилась в творческом поиске себя самой. А когда в начале 90-х институт, где она трудилась, закрыли, пришла в школу.

В этой школе профильное обучение началось раньше, чем во многих других, лет десять тому назад. Директор Михаил Буров, его зам Софья Лопатина и другие учителя своим умом дошли до «профилей» и долго пытались объяснить пользу городским чиновникам от образования. Здесь давно профориентация заменена предоставлением детям возможности попробовать, как говорится, вживую разные сферы деятельности человека. Но только когда идея профильного обучения прозвучала из Москвы, ею начали восторгаться в кабинетах.

В школе работает множество центров по различным направлениям, и дети могут выбирать и менять свои интересы, порой совершенно кардинально, от гуманитарных, творческих к строго экономическим и наоборот.

Начинали с нуля

Галина Ивановна — один из тех наставников, которым уже сейчас благодарен кое-кто из студентов экономических вузов, а также некоторые молодые предприниматели.

— Когда я пришла к детям работать и вести вообще непонятную им экономику, никто не знал, что надо преподавать, как, для кого и в каком объеме. Не было ни программ, ни учебников, никакой методической литературы, — рассказывает учитель. — С нуля пришлось постигать и педагогическую профессию. Но школе был нужен именно такой специалист-практик, и я верила, что мы друг другу подойдем. На первых порах пришлось многому учиться, и экономике в том числе. Параллельно мы начали создавать свою собственную программу школьного образования. Писали свои собственные методические пособия для учителей и рабочие тетради для учеников… И надо сказать, что я очень благодарна директору первой школы, в которой я работала, — Ирине Тарасовой за важную тогда для меня фразу: «Вы наш человек».

Вера ЧЕБОТАРЕВА.

Справка «НН»

Компетенция — от лат. competere — соответствовать, подходить.
Компетенция, общая — это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
Компетенция, профессиональная — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.

Следите за нашими новостями в удобном формате