В учительской среде модное словечко «компетенция» вошло в обиход. Его можно теперь встретить не только в инновационных грантовых проектах, но даже услышать на родительских собраниях. Дескать, теперь предпочтительнее детям давать не знания и умения как раньше, а… компетенции.
Успешность заразительна
В школе № 186 Нижнего Новгорода класс экономики — это учебный
Работа в школьной компании, пусть не самой настоящей, а пока пробной, — это один из путей к овладению определенными компетенциями менеджера, экономиста, предпринимателя.
«Профиль» и анфас
Экономический класс, с одной стороны, — это всего лишь игра в бизнес, но с другой — хорошая возможность оценить себя и получить полезный опыт. Вот, например, новая компания «Перспектива» пока не решила, чем именно она будет заниматься. Организация праздников, производство игрушек, школьное радио, швейная мастерская — все это уже было. И поэтому здесь день изо дня ребята пытаются придумать
Учитель экономики Галина Гребнева не скрывает, что каждый раз с новым классом приходится все начинать сначала, очень сложно организовать команду, найти настоящего лидера. Ведь ребятам, выбравшим это сложное направление, кажется, что они лидеры и готовы взять на себя руководство компанией. Но проходит месяц, и они понимают, что руководитель — это не тот, кто только приказывает, а идти нужно за умным, сильнейшим, иначе дело не сдвинется.
Профилирующий предмет, который особенно интересует ученика. Те уроки, которые обязательны только потому, что особенно интересны этому конкретному ребенку. Учитель помогает ему найти себя в том, что он выбирает. В конце учебы, перепробовав многое, выпускник уже твердо знает, кем быть, что ему по душе.
Галина Ивановна Гребнева долгое время была
В этой школе профильное обучение началось раньше, чем во многих других, лет десять тому назад. Директор Михаил Буров, его зам Софья Лопатина и другие учителя своим умом дошли до «профилей» и долго пытались объяснить пользу городским чиновникам от образования. Здесь давно профориентация заменена предоставлением детям возможности попробовать, как говорится, вживую разные сферы деятельности человека. Но только когда идея профильного обучения прозвучала из Москвы, ею начали восторгаться в кабинетах.
В школе работает множество центров по различным направлениям, и дети могут выбирать и менять свои интересы, порой совершенно кардинально, от гуманитарных, творческих к строго экономическим и наоборот.
Начинали с нуля
Галина Ивановна — один из тех наставников, которым уже сейчас благодарен
— Когда я пришла к детям работать и вести вообще непонятную им экономику, никто не знал, что надо преподавать, как, для кого и в каком объеме. Не было ни программ, ни учебников, никакой методической литературы, — рассказывает учитель. — С нуля пришлось постигать и педагогическую профессию. Но школе был нужен именно такой
Вера ЧЕБОТАРЕВА.
Справка «НН»
Компетенция — от лат. competere — соответствовать, подходить.
Компетенция, общая — это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
Компетенция, профессиональная — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.