Выставка называется «Горизонт» и посвящена 90-летнему юбилею поныне здравствующего художника. Основу экспозиции составили двадцать крупных, значимых работ, собранных куратором Мариной Лошак буквально по одной-две из десятка частных коллекций и фондов государственных музеев – Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Государственной Третьяковской галереи. Но вообще произведений Булатова в музейных собраниях мало, в основном, они осели у коллекционеров.
Смотрите и читайте.
В итоге в Нижний Новгород прибыли «Черный вечер, белый снег», «То-то и оно», «Лувр. Джоконда», «Фотография на память», «Моцарт» и другие. Они относятся к разным периодам творчества Эрика Владимировича, от первых экспериментов с пространством 1960-х годов до работ, созданных в третьем тысячелетии. Многие из представленных холстов известны широкому зрителю исключительно по иллюстрациям в учебниках и хрестоматиях.
Знаменитая картина «Черный вечер, белый снег»
написана Эриком Булатовым в рамках серии «Вот» – его наиболее масштабного и последовательного художественного высказывания на темы, связанные со словом в пространстве картины. Серия была написана на слова из поэзии Всеволода Некрасова, с которым дружил Булатов. Однако именно «Черный вечер, белый снег» единственная содержит стихотворные строки не Некрасова, но Блока, из поэмы «Двенадцать».
«Московский концептуалист» Эрик Булатов не нуждается в особом представлении публике. Он творит на стыке соц-арта, поп-арта, плаката и не только. Картины насыщены легко читаемой символикой, в том числе цветовой (красный и черный указывают на плохое, голубой и белый – на хорошее).
Характерный, узнаваемый творческий метод художника – столкновение плакатного текста, выхваченного из контекста советской действительности, с реалистическим живописным контекстом (нередко заимствованным из масскульта). Каждое такое столкновение резко обнажает абсурдность избыточной пропаганды, заставляя по-новому воспринимать, осмысливать слово в привычном контексте.
«Я хотел всегда доказать, что социальное пространство ограничено, оно имеет границу, и свобода – всегда за этой границей», – сказал Булатов в одном из интервью.
Указать на неуказуемое.
При всей несомненной «протестности» творчество Булатова с его декларируемым сломом реальности и поиском горизонтов вне рамок картины глубоко психоделично. Тут в текст прямо-таки просится фрагмент из романа Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота».
«На куске пыльного сероватого картона, судя по всему, довольно старого... черной краской сквозь трафарет было косо отпечатано слово «Бог».
– Что это?
– Это русская концептуальная икона начала века, – сказал Кавабата. – Работа Давида Бурлюка. Слышали про такого?
…Буквы были рассечены белыми линиями, оставшимися, видимо, от скреплявших трафарет полосок бумаги. Слово было напечатано грубо и вокруг него застыли пятна краски…
– Сколько здесь смыслов, – продолжал Кавабата... – Слово «Бог» напечатано сквозь трафарет. Именно так оно и проникает в сознание человека в детстве – как трафаретный отпечаток, такой же, как и в мириадах других умов. Причем здесь многое зависит от поверхности, на которую оно ложится: если бумага неровная и шероховатая, то отпечаток на ней будет нечетким, а если там уже есть какие-то другие слова, то даже не ясно, что именно останется на бумаге в итоге. Поэтому и говорят, что Бог у каждого свой. Кроме того, поглядите на великолепную грубость этих букв – их углы просто царапают взгляд… этот отпечаток, больше всего похожий на тавро, которым метят скот, и есть то единственное, на что остается уповать человеку в жизни… Но здесь есть одна маленькая деталь, которая делает эту икону действительно гениальной, которая ставит ее – я не боюсь этих слов – выше «Троицы» Рублева… – Я, конечно, имею в виду полоски пустоты, оставшиеся от трафарета. Их не составило бы труда закрасить, но тогда эта работа не была бы тем, чем она является сейчас. Именно так. Человек начинает глядеть на это слово, от видимости смысла переходит к видимой форме и вдруг замечает пустоты, которые не заполнены ничем – и там-то, в этом нигде, единственно и можно встретить то, на что тщатся указать эти огромные уродливые буквы, потому что слово «Бог» указывает на то, на что указать нельзя».
Выставка работает до 21 января. 12+.
Вместо комментария.
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин назвал проект «Горизонты» уникальным.
– Это мировой проект, это уникальная совершенно выставка в уникальном месте, – отметил Глеб Сергеевич. - Я считаю, что Эрику Владимировичу «зашло» бы, если бы он здесь оказался, он понял бы, что его работы – в правильном месте, это нечто. Пакгаузы – это пространство все-таки бутиковое, здесь нужно концентрироваться, смотреть на работы долго, с пониманием смыслов, этапов, связанных с каждой работой.
Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.