«Разуй глаза!»

Помню, когда много лет назад мне довелось побывать впервые в Финляндии, то чуть ли не больше всего меня поразила обстановка в тамошних магазинах. Вежливость, угодливость, терпимость… Старательность при желании уговорить человека на покупку — для нас это было совершенно непривычно.

Прошло всего несколько десятилетий, витрины магазинов заполнились, а вежливость опять уходит из повседневности.
Тогда за границей гид объяснил нам, что место продавца в магазине престижно, так как меньше подвержено кризисным явлениям. Ведь что бы ни происходило с экономикой, человек все равно не минует магазин. Но чтобы удержаться там на работе, надо уж особенно постараться, иначе тебя заменят. При безработице сколько угодно желающих можно найти.

Но в нашей стране все идет наоборот. Безработица есть, а переизбытка кадров в торговле не наблюдается.
Откроешь любую газету с объявлениями «Требуются» — большинство их приглашает соискателей в торговые сети. Профессии разнообразные: менеджер по продажам, продавец-кассир, консультант и пр. Но суть одна: надо продавать товары.

А если везде требуются подобные специалисты, то и нечего стараться быть вежливым, предупредительным, внимательным и старательным.
Вот и приходится ныне снова, как и прежде, слышать вместо ласковых слов: «Что бы вы хотели?» — давно знакомое: «Чего тут шевыряетесь в холодильнике? Берите и людей не задерживайте!»

А на вопросы типа: «Сколько стоит?» — сплошь и рядом слышишь грубое: «Все на ценниках, разуй глаза».
Между тем пожилым людям порой и до ценника не дотянуться, так как на верхней полке, да еще и через плечо продавца, не разглядишь малюсенькие цифры. Иногда продукты разложены на полках почти на уровне пола, а ценники с газетным мелким шрифтом еще ниже, не разглядит и самый зоркий.
Во многих маркетах нет контрольных весов. А перевесить покупку часто необходимо, ибо вес на этикетке и на чеке бывает разным, как и цена. Переспрашивать у кассира или администратора тоже себе во вред.

Особенно обидно пожилым, ведь в нас воспитано обостренное чувство справедливости и бережливости. И еще потому, что мы умеем быстро считать устно, обсчет обнаруживаем без калькулятора.
Был когда-то народный контроль, постоянные «наблюдатели» за соблюдением правил торговли. В нынешний потребнадзор надо обращаться в случаях обнаружения больших огрехов. А вот на такие «мелочи», которые по-крупному отравляют нашу жизнь, мало кто реагирует.

Валентина АБРАМОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате