История нижегородского ТЮЗа сродни истории страны

История нижегородского ТЮЗа сродни истории страны

«Без пяти сто» – это не загадка на сообразительность, а название спектакля, специально созданного к 95-летию Нижегородского театра юного зрителя.
Философская документальная постановка, где не прозвучало ни одного выдуманного слова, затронула основные этапы его непростого пути, по масштабу, сравнимого с историей нашей страны. 

Девятеро главных.

28 ноября 1928 года ТЮЗ открылся «Недорослем» по пьесе Д. Фонвизина. В тот же день, только 95 лет спустя, единственный раз был показан спектакль-хронограф, поставленный главным режиссером театра Алексеем Логачевым по пьесе, написанной им с драматургом Светланой Баженовой. Текст основан на архивных документах, интервью и публикациях, с отрывками из телерепортажей, прямых эфиров и воспоминаний участников событий. Лицом к лицу, из обращенного к зрителям мини-партера, собранного из блоков разнокалиберных зрительских кресел, обращались артисты к сидящим в зале соучастникам процесса.

Одновременно на экранах (полупрозрачном суперзанавесе и заднике сцены) демонстрировали фотографии, цитаты и отрывки записей. 

Девять эпох и знаковых имен главных режиссеров, возглавлявших театр с первых лет и до нашего времени, в повествовании сложились в пазл, вызвав далеко не праздничные эмоции, вскрыли наболевшие темы и накопившееся желание быть понятыми и услышанными. Это постановка с размышлением о цели своего пути – для друзей, погруженных в культурный контекст, и постоянных зрителей, выросших вместе с театром, которые знают героев, понимают смыслы и заложенную иронию без подсказок.

Согласно прозвучавшим в начальном эпизоде сведениям, за первое десятилетие советской власти в Нижнем Новгороде было дано всего 35 представлений для юных зрителей. По три в год! Исправить сложившуюся ситуацию был призван новый коллектив, который появился по инициативе актера и режиссера Н.И. Собольщикова-Самарина. Несмотря на то, что свое здание на улице Грузинской молодой театр обрел только 10 лет спустя, артисты выступали уже с профессиональными постановками, пусть и на разных сценах города. Режиссер Ефим Брилль получил «подарок старика» и был первым, кто возглавил ТЮЗ.

Что допустимо, а что противоречит (как, например, «затяжной поцелуй» на сцене) – по мнению педагогов и критиков –  миссии театра, ориентированного на подрастающее поколение, – спорили и ломают копья до сих пор. Что же говорить о военном времени и десятилетиях после, на следующем этапе становления, когда ТЮЗ находился в поиске? Режиссер Виктор Витальев спорил и доказывал оппонентам, что подросткам важно видеть в персонажах свои прототипы.

То вверх, то вниз...

Театр-праздник, каким запомнился период режиссера Бориса Наравцевича, в формате монологов описали очевидцы. По просьбе родственников, сценку о нем не показали, но был представлен эпизод из легендарного «Сна в летнюю ночь», причем разыгран игравшими тогда актерами. Для нескольких поколений тот театр остался самым ярким воспоминанием их детства.

Трудное десятилетие 1990-х ТЮЗ пережил вместе с режиссером Львом Беловым «на волоске от гибели». Но смог выжить, сохранив основной репертуар – классику и сказки.

Трижды возглавлял театр «первый среди равных» режиссер Виктор Симакин. Оценка его вклада прошла через призму его интервью, в сатирическом ключе. «Конец 1980-х, нулевые и начало 2010-х, как на горках, – нас бросало то вверх, то вниз, а все происходящее за пределами театра и на сцене напоминало дикое реалити-шоу», – говорил он.

Переломный момент подъема – в ТЮЗ пришел реформатор Вячеслав Кокорин («дядька», как он сам себя назвал) – сейчас воспринимается иначе, без воспоминаний о расколе в труппе, только с ностальгией и теплотой, с сожалением о его уходе. Преемником нонконформиста стал режиссер Владимир Золотарь. То была «недолгая музыка» соло от первого и, увы, непонятого лица. Когда интерес к театру был на пике, а эмоции на пределе, стало понятно – такой ершистый ТЮЗ оказался не нужен. В предпоследнем эпизоде – времени режиссера Виктора Шраймана, периоде громких слов без развития, театр прошел еще один сложный этап, вероятно, чтобы найти себя вновь – в настоящем и будущем.

На этот почти юбилей пришли и приехали поздравить ТЮЗ представители министерства культуры Нижегородской области и Законодательного Собрания, театров Нижнего Новгорода, коллеги по культурному цеху и друзья из разных городов. Цветы, улыбки, букеты, подарки и пожелания дополнили вечер. От лица «старшего» брата – «младшего» решили поздравить молодые актеры театра драмы имени М. Горького, разыграв капустник на злобу дня, с предложением прорыть туннель, соединяющий театры, и промежуточной остановкой в «Комедiи».

Какими бы дорогами ни добирались нижегородцы по стоящему в пробках городу, главное, чтобы они стремились попасть в театр, любили его и ценили, по поводу и просто так. Что увидят и как сыграют наших современников в следующей постановке к большой дате, покажет только время!

Ольга Плаксунова. Фото Александра Воложанина.



Следите за нашими новостями в удобном формате