На этапе большого перехода. Старое искусство встречается с новым

На этапе большого перехода. Старое искусство встречается с новым

Маньеризм – это не стиль, но, скорее, образ жизни и мышления. Убедиться в этом можно в нижегородском Арсенале, на первом этаже которого открылась выставка «Названо Вазари. Маньеризм». В экспозиции представлены работы старых мастеров из собрания Пушкинского музея и работы современных российских художников, вдохновленные чувственностью и драматизмом маньеристического искусства, его тягой к гедонизму и самоуглублению, интересом к иллюзиям, мистификациям и иносказаниям.

В неспокойную эпоху.

Данная выставка представляет собой третью часть большого проекта, отсылающего к имени Джорджо Вазари – итальянского живописца, теоретика и биографа, впервые предложившего концепцию деления истории европейского искусства на три больших периода: Средневековье, Возрождение и маньеризм.

Момент появления маньеризма в искусстве совпадает с большими перипетиями европейской истории. Начальную фазу маньеризма связывают с Sacco di Roma – разграблением Рима в 1527 году ландскнехтами императора Карла V. Город был разорён, многие художники погибли, другие бежали из Италии. Однако в обстановке всеобщей растерянности шли новые поиски в искусстве. «Космическая» гармония Ренессанса была утрачена, а впереди предстояло вычурное, избыточное барокко. Маньеризм – этап большого перехода, это аффект и динамика, яркие контрастные краски и драматические сюжеты, прихотливость и нерегулярность форм, эротизм, некая общая «взвинченность» сюжета и фигур.

Джорджо Вазари, как раз живший в ту эпоху, характеризовал изобразительный язык искусства своего времени как maniera moderna – «современный стиль».

Ну а если говорить в общем, «Названо Вазари. Маньеризм» – это о смене эпох и поколений и об умении получать удовольствие от жизни даже в непростые времена.

На вилле римского аристократа.

Весьма остроумно и уместно организована драматургия выставочного пространства. В арсенальские просторы встроена анфилада залов с ответвлениями-«рукавами», более или менее придерживающихся структуры  устройства богатого дома просвещенного римлянина. Таким образом посетитель попадает в среду, защищенную от беспокойств окружающего мира, и проходит через функциональные разделы-комнаты – то стесненные, то внезапно распахивающиеся простором.

Антикамера (аванзал, «прихожая») приглашает посетителей развлечься созерцанием аллегорий и гротесков. Один из экспонатов даже можно потрогать руками. Среди тончайшей графики экспонируются… булыжник и большой современный портрет булыжника. В напоминание о событиях Sacco di Roma: произведения искусства неизбежно будут утрачены, а простые камни – вечны. Далее – парадная гостиная, затем приватная территория частного дома, альков, украшенный чувственными произведениями будуарной культуры на античные эротические сюжеты, как то Амур и Психея, Юпитер и Европа, Несс и Деянира… дурак и купальщицы. 

Отдельным манером ощущается сад – пространство рукотворной природы, населенное богами и духами, земная модель Эдема. Вот уж где разыгрался вольный дух кураторов выставки! 

И, конечно же, что за вилла без капеллы! В укромном уголке молельни собраны работы на евангельские сюжеты, преимущественно Мадонны с Младенцем.

Венчает экспозицию книга. В черном бархате, за стеклом, под светом софита – приоткрытый том «Жизнеописаний…» Джорджо Вазари.

Выставка будет сопровождаться обширной просветительской программой для широкой аудитории, инклюзивными и детскими мероприятиями. 

Выставка работает до 24 марта ежедневно, кроме понедельника.12+

Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате