Что экологичней: пластиковый пакет, в котором мы носим из магазина продукты, или бумажный? Многие из нас ответят: «Конечно, второй, ведь бумагу делают из древесины, а значит, такой пакет не так вреден для экологии».
Волонтеры пошли в школы.
Но... немногие знают, что пластиковые пакеты – это продукт переработки нефти. А для их производства тратится в десятки раз меньше, например воды, чем для бумажных пакетов: на тысячу пластиковых пакетов – 220 литров, бумажных – 3,8 тысячи литров. Похожая ситуация с углекислым газом, который, между прочим, необходим растениям так же, как нам кислород…
– Более того, вы когда-нибудь носили бумажный пакет под дождем? – задала вопрос ребятам, собравшимся на «Фестиваль устойчивого развития» в молодёжном центре «Высота», руководитель экологической организации «Изменим Мир», основатель проекта «РазДельно», общественный представитель в Нижегородской области Агентства стратегических инициатив по направлению «Экология» Анастасия Плужникова. – Пластиковый пакет может служить гораздо дольше.
На фестивале, одним из организаторов которого стало движение «РазДельно», подвели итоги реализации проекта «Амбассадоры устойчивого развития» (он стал одним из победителей городского конкурса молодежных проектов «Молодой Нижний»). Он, кстати, был отмечен Российским экологическим оператором в номинации «Общественные проекты» конкурса «Зелёная премия». Конкурс выявляет лучшие проекты и достижения в сфере защиты окружающей среды и правильного обращения с отходами в стране. Полгода волонтеры «РазДельно» ходили по школам, которые пожелали войти в проект, и проводили там экологические уроки для учеников разных классов. Им рассказывали о климатических изменениях, происходящих на планете, необходимости раздельного сбора мусора, а также о том, почему важно при производстве каких-либо товаров сохранять ресурсы и заботиться об окружающей среде.
– Мы давно хотели запустить просветительский проект, – заметила руководитель «Амбассадоров устойчивого развития», экоактивист Яна Вилкова. – Акции по раздельному сбору проводим давно, а культура обращения с отходами еще хромает.
Поэтому, по ее словам, они обратили внимание на подрастающее поколение. А поскольку движение «РазДельно» – добровольческое, то решено было, что его амбассадорами, то есть представителями, тоже должны быть волонтеры, за каждым из которых закрепили школу. Именно такой системный подход к просвещению дает наилучший результат, считает Анастасия Плужникова.
Знания реализуют на практике.
– При достаточно обширной работе в этом направлении пока нет системности, – отвечает она на вопрос, чего не хватает, чтобы нижегородцы знали больше о сортировке отходов. – А значит, нет стандартных знаний и общего минимума, которые должны доносить до детей и взрослых.
Влияет, по словам собеседницы, и то, что в школах нет урока экологии. Экологическая информация размыта по разным школьным предметам: биологии, географии, об окружающем мире и другим. А сортировка отходов отдана на откуп самообразованию. Об этом рассказывают на классных часах, если учителя и родители заинтересованы в таких знаниях.
– Задача наша, как профессиональных экспертов, донести сложные знания так, чтобы они стали понятны и применимы на практике, –считает Анастасия Плужникова.
По ее словам, минимум, чему стоит научиться нижегородцам, чтобы вести экологичный образ жизни, – это экономить воду и электроэнергию, бережно относиться к вещам. Например, искусственную елку можно назвать экологичной только после 20 лет использования, поскольку при ее производстве в Китае в атмосферу попадает около 57 кг углекислого газа. Столько же выхлопов будет, если проехать 500 км
на автомобиле. Что касается раздельного сбора отходов, то хотя бы на уровне кухни надо сортировать сухое, то есть неорганическое, вторсырье от «мокрого», то есть органического.
– Сейчас все свозят на полигон, потому что люди складывают вместе и упаковку, и пищевые остатки, – говорит собеседница. – Загрязненная упаковка не подлежит переработке. Большего эффекта можно достичь, если жители станут отделять органику от упаковки. Тогда отсортировать вторсырье будет легко.
Тем более, что инфраструктура в регионе имеется. А отсортированное вторичное сырье региональный оператор сможет продать и, тем самым, покрыть убытки на вывоз отходов. Если люди начинают сортировать, то тариф сможет уменьшиться, считает Анастасия Плужникова. Еще лучше будет, если в каждом дворе рядом с обычным контейнером установить и предназначенные для раздельного сбора отходов. В этом случае отсортированное сырье удобно будет выносить.
Вопросы дилетанта.
– Если жители пока не научились сортировать отходы, откуда тогда переработчики вторсырья его берут?
– В основном его поставляют юридические лица, которые централизованно сдают, например, макулатуру и другое вторсырье. От населения на переработку попадает очень небольшой объем.
– Все ли отходы в России перерабатываются или что-то еще не перерабатывается?
– Сейчас много всего перерабатывают. Но есть вторсырье, которое выгодно перерабатывать, а есть, которое невыгодно. Например, с удовольствием перерабатывающие заводы примут ПЭТ-бутылки, макулатуру или алюминий. В Нижегородской области перерабатывают тетрапак, из которого делают строительные материалы. А вот выгода стекла зависит от логистики. Если везти далеко, то переработчику невыгодно за ним приезжать: выгоду «съест» дорога.
Кроме того, любое вторсырье надо максимально сжимать в объеме, чтобы не возить воздух. Это же касается стеклянных банок и бутылок, то их надо будет предварительно разбить. Что касается редких фракций, то для них сложно найти переработчиков, поскольку производственный процесс настраивать очень дорого. В настоящее время идет работа по стандартизации и унификации упаковки, чтобы упаковку, которую не перерабатывают, на рынок не допускать.
Светлана Муратова. Фото автора.