В старых альбомах многих нижегородцев сохранились живые свидетельства тех, кто лично участвовал в освобождении Ленинграда от тяжелейшей блокады, аналогов которой не было и нет в мировой истории. Уходят ветераны, но остаются их дети, внуки, племянники, которые могут рассказать о тех героях, которые, не щадя живота своего, спасали погибающих от голода и холода ленинградцев.
Порой спрашиваешь себя: что же так немного расспросила я моих родных о тех далеких теперь годах и сражениях? Не каждый из них любил рассказывать о войне, но даже теми крохами памяти, которые есть, необходимо поделиться, чтобы торжествовала правда о войне. Из таких отдельных фрагментов их судеб складывается картина – какими они были, как жили и как победили.
Есть такие герои и в нашей семье. Виктор Васильевич Кроилин – мой дядя, он был молочным братом моей тети, маминой сестры. Великая Отечественная война застала его, кадрового военного, под Ленинградом. Вплоть до освобождения осажденного врагом города он бесстрашно воевал на Ленинградском фронте.
А вырос Виктор в простой многодетной крестьянской семье, в нижегородской глубинке. Преодолел все трудности жизни, включая многокилометровые походы в село Китово в школу-семилетку, что была в пяти километрах от его поселка Работник. Десятилетку окончил с отличием в Большом Болдино, за 20 километров от дома, и добирался в родное село только на выходные и в каникулы. Был он любознательным и очень умным мальчиком, поэтому учился старательно, мечтал стать военным.
Получив среднее образование, Виктор поступил в Ленинградскую военную академию связи. Тогда и познакомился с будущей женой Тамарой Васильевной, которая училась в ленинградском техникуме.
Когда грянула война, Тамара осталась в Ленинграде, мужа ждала с тревогой: за событиями и тяжелыми боями следила вся страна.
Связисты обеспечивали поддержку фронта на Малой земле. Так тогда называли небольшой плацдарм на берегу Невы, который не удалось захватить фашистам. Младший лейтенант Кроилин должен был во что бы то ни стало сохранять связь командования фронтом с блокадным Ленинградом. Его бойцы не раз переплывали Неву, чтобы связь работала. Немцы нещадно бомбили эту переправу, многие смельчаки гибли. Были и такие, которые опасались идти на верную смерть. И тогда, чтобы уберечь товарищей и выполнить приказ, Виктор сам стал осуществлять это рискованное предприятие, много раз скрытно, под непрекращающимся огнем, на лодке пересекая водную преграду. Виктор Васильевич скупо делился воспоминаниями, героем себя не считал. Говорил: «Ад кромешный, но все выдержали, не сломались, выстояли»… Пришла счастливая весть: благодаря стараниям сестры Валентину эвакуировали из осажденного города. И хотя она была в крайне тяжелом состоянии от истощения, ее удалось спасти.
Теперь мы понимаем, что само пребывание на Невском пятачке уже было подвигом, а если к нему присоединялось бесстрашие, которое проявлял боец, то это уже был героизм. Не случайно он удостоен многочисленных правительственных наград. Среди них ордена Красной Звезды, Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».
После снятия блокады Виктор Васильевич воевал в составе частей Северо-Западного фронта, а закончил войну в чине подполковника в Кенигсберге.
После войны он оказался в числе хрущевских миллионов военнослужащих, попавших под сокращение из действующей армии. До конца своих дней продолжал служить Родине на гражданской службе.
По стопам отца пошел сын Александр. Сейчас эстафету защиты Родины продолжил внук Максим Кроилин. Старшая дочь Надежда стала санитарным врачом.
Вера Хролович.