Среди почетных гостей «МультПрома» оказался Александр Шаганов, создатель текстов к таким хитам, как «Атас!», «Выйду ночью в поле с конем», «Не валяй дурака, Америка», «Ребята с нашего двора», «Тучи», «Безнадега точка ру» и многих, многих других.
Казалось бы, какое отношение может иметь популярный поэт-песенник к промышленной анимации? Как оказалось, самое прямое: начинавший как инженер электросвязи, Александр стал оператором звукозаписи, затем запел, стал сочинять, основал группу «Любэ», а в последние годы также отдает дань изобразительному искусству.
На открытии фестиваля «МультПром» его картины «ожили» благодаря анимации. Но, на мой взгляд, художественная практика – не единственная связь с идеями «МультПрома». Уверенно захватывающие парадигму мышления сторителлинг и «мягкая сила» – новый, действенный способ инвазии новых идей максимально широким фронтом. Внедрение новой информации более продуктивно в виде постепенного погружения в контекст и комфортного творческого существования в нем.
– Нужно, как мне кажется, не изображать мир, а выражать. Представлять его по-своему, показывать свое видение, фантазировать, – говорит Шаганов.
А что, как не интонация, в истории развития разума предшествовавшая слову, может нести универсальную информацию?
Александр Шаганов отметил, что не впервые участвует в мероприятиях подобного рода и делает это с огромным удовольствием, в том числе и потому, что в окружении креативной молодежи живо вспоминает пору собственного студенчества, признался он корреспонденту «НН».
– Александр Алексеевич, можете ли вы сказать, сколько песен сочинили – всего в целом и хитов, в частности? Есть ли какая-то особенно дорогая для вас песня?
– Не представляю даже. Только для «Любэ» мы с Матвиенко сочинили порядка ста песен. Наверное, когда-нибудь всё-таки попробую все их пересчитать. Затем, я не разделяю свои сочинения на хиты и не хиты, все они мне одинаково дороги вне зависимости от того, стали они популярными или нет. В каждом тексте – кусочек моей души, каждый текст дается непросто, каждый рожден вдохновением и у каждого – своя история рождения.
– Расскажите, пожалуйста, какую-нибудь из этих историй!
– Ну, например, «Выйду в поле с конем». Эту песню на музыку Игоря Матвиенко я сочинил в 28 лет. Когда рождался текст, я вспоминал суздальские места, откуда идет мой род по отцовской линии и где меня еще помнят маленьким. Поля, уходящие в горизонт, муромские леса. Песня получилась на одном дыхании, за одну ночь.
– Обычно имя поэта стоит в тени имени композитора, и тем более, исполнителя. Как, по-вашему, это очень большая несправедливость?
– Еще какая! Когда есть возможность, я всячески поднимаю этот вопрос, потому что без внимания к сочинителям, в общем, не будет новых больших побед, ведь у каждой песни есть автор музыки и автор слов. И вообще в России ни одна большая песня не состоится, если у нее слабая поэзия. Остались в истории множество прекрасных авторов из предыдущих поколений, которые славно потрудились, проявив себя в песне. А вот сегодняшний день, к сожалению, не поощряет автора, часто вообще нет упоминаний, что песня написана на стихи такого-то. А из-за этого снижается азарт сочинительский. Ты творишь, а про тебя никто не знает. И это не очень хорошо, понимаете ли, снижает мотивацию. В итоге каждый год мы видим огромное количество вокальных конкурсов, на которых заявляют о себе все новые таланты, а вот сочинители в таком количестве у нас не появляются. Нет новых Пахмутовых и Юриев Антоновых.
– Тогда скажите, пожалуйста, откуда берутся тексты типа «Я знаю пароль, я вижу арентир»?
– (брезгливо морщится) Это лучше спросите у того автора, который сочинил. Быть может, он так видит и готов ответить за свои слова.
– Каких песен, по-вашему, нам не хватает сейчас?
– Мне, как автору, кажется, что нам сейчас стоило бы задуматься о сочинении таких песен, которые сближают поколения. Уникальных песен, которые понятны и ребенку, и взрослому человеку. Вечных песен!
– Из композиций такого рода, кстати, ваша «Выйду ночью в поле с конем». Услышав ее впервые, подумала, что это старинная казачья народная песня, на уровне вечного фольклора...
– …а написал-то ее не народ, а народный поэт Шаганов! (смеется).
– А как у вас песни рождаются?
– Сначала я напеваю. Нахожу интонацию общую, напев. И из этого рождаются строчки. Ну и, конечно, ловлю момент вдохновения, без него никуда.
Мария Федотова.