В Кремлевском концертном зале отзвучала Седьмая симфония Шостаковича в исполнении Академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии под управлением главного дирижера Владимира Понькина.
Величественное симфоническое полотно, развернувшееся перед заполненным залом, прозвучало на одном дыхании и, конечно же, завершилось овацией.
На протяжении некоторого времени среди музыковедов ведутся споры по поводу «скрытого» содержания симфонии №7. Факт, что работа над ней была начата за некоторое время до начала Великой Отечественной и в связи с рождающимся опусом мелькали упоминания ленинианы, а позже, с выходом в свет воспоминаний Соломона Волкова, личного секретаря Шостаковича, выплыла и версия о музыкальном обличении сталинизма.
Но, как бы то ни было, известна однозначная цитата композитора. «Моя 7-я симфония навеяна грозными событиями 1941 года. В нашей борьбе с фашизмом, в нашей грядущей победе с врагом, своему родному городу Ленинграду я посвящаю это сочинение».
Самое первое исполнение симфонии состоялось пятого марта 1942 года в Куйбышеве, куда вместе с семьей был эвакуирован Шостакович. Вскоре после этого произведение было удостоено Сталинской премии первой степени и получило мировое признание в качестве культурного символа сопротивления фашизму. Резонанс был колоссальный! Так, в США журнал Time вышел с портретом Шостаковича на обложке. Композитор был изображен в каске пожарного на фоне горящих зданий, да еще и снабжен подписью – «Пожарный Шостакович: посреди бомб, взрывавшихся в Ленинграде, он слышал аккорды победы».
Отчего же Шостакович – пожарный? Этому есть простое объяснение.
Едва было объявлено о начале войны, как Дмитрий Дмитриевич подал заявление о зачислении его добровольцем в Красную армию, однако ему отказали. Несколькими днями позже композитор попросился в ополчение, и ему снова отказали. Еще через несколько дней он вновь просился принять его в армию, и с гневом отверг должность завмуза в театре Ленинградского ополчения… В итоге Шостаковича зачислили в пожарную команду противовоздушной обороны.
Композитор вспоминал так. «В это время я выполнял две обязанности: композитора и пожарного – дежурил на крыше консерватории. И таскал туда партитуру, не мог от нее оторваться. Знаете, иногда можешь все-таки оторваться, а вот тогда я не мог. Не люблю такие слова про себя говорить, но это была самая моя вдохновенная работа».
Если вы не смогли посетить концерт 26 января, или смогли, но желаете вновь пережить прекрасные эмоции, то на сайте филармонии www.music-nn.ru/stream-t/ доступна запись трансляции концерта.
Мария Федотова.