Театрализованное представление «От Plie до Fouette. Секреты балета» Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина познакомило зрителей с закулисной стороной жизни артистов.
Сыграть самих себя.
Волшебный мир принцев и принцесс, сверкающих в свете софитов, открылся с изнанки, где за кажущейся легкостью движений стоит изнуряющий труд, пот, боль и главное – желание понравиться публике.
Как проходит один обычный день жизни для танцовщиков? Он начинается утром у балетного станка, затем проходят несколько часов репетиций, а в финале – вечерний спектакль. Но зритель видит только красивую итоговую часть, не представляя себе весь проделанный путь.
По схожему сценарию развивался этот вечер. Заслуженная артистка Самарской области Анастасия Тетченко и руководитель балета Валерий Коньков провели его как открытый урок классического танца. Для понимания сути происходящего Валерий Анатольевич озвучивал в микрофон отдельные элементы и этапы занятия, поскольку слова педагога на сцене не были слышны зрителям.
Без занавеса, разминающимися в тренировочном трико, майках и шортах увидела публика знакомых артистов балета. Условность «четвертой стены» и третьего звонка в первом отделении, казалось, практически не существовала, как и деления на кордебалет, корифеев и ведущих солистов, занимавшихся вместе. Без костюмов и грима, в удобных одеждах, как тут поймешь: кто герой, а кто участвует в массовых сценах? Виртуозные комбинации, хореография и артистизм расставили всех по своим местам – кто на что способен, продемонстрировали наглядно. Под аккомпанемент электронного рояля, от простых элементов к сложным прыжкам и связкам, развивалась неторопливая драматургия концерта, где в начале, смущаясь от непривычной роли (играть самих себя), балетная труппа поступательно завела зал на бурные аплодисменты и заряжалась полученной энергией в ответ.
Так что там насчет закулисья?
Во втором отделении, уже с поднявшимся, как полагается, занавесом, в сопровождении оркестра театра под управлением дирижера Сергея Вантеева был показан третий акт из балета Лео Минкуса «Баядерка». Монохромное «Царство Теней», где артистки балета были в репетиционных пачках, завораживало романтической атмосферой. К слову, этот балет никогда не был в нижегородском репертуаре, и в планах премьер пока не значится.
Открывать ли напоказ «теневую» сторону подготовки спектаклей и стоит ли демонстрировать «полуфабрикат» постановки – вопрос, который звучал после, но так и остался в итоге открытым. Но как нерядовое событие для зрителей, более чем наполовину состоящий из юных участников различных танцевальных коллективов региона, он запомнился. Для тех, кто мечтает связать свою жизнь с балетом, это наглядный урок, а для давних поклонников – продолжение экскурсий по театру, проходящих здесь регулярно. 12+
Пелагея Климова. Фото Ирины Гладунко предоставлено театром.