Александра МАРИНИНА: «Никогда не бросаю своих героев»

Александра МАРИНИНА: «Никогда не бросаю своих героев»

Марина Алексеева могла стать пианисткой. Или переводчиком. Или киноведом. Или не выходить в отставку в звании подполковника милиции, а продолжать трудиться на ниве борьбы с преступностью. Но нет, она стала Александрой Марининой — «русской Агатой Кристи» и дала миру оперуполномоченного МУРа Анастасию Каменскую, и написала множество увлекательных книг. Кстати, многие ее произведения переведены и изданы почти в тридцати странах.

Она коллекционирует колокольчики, увлекается танцами фламенко и стендовой стрельбой, любит слушать Верди, Баха и Шопена. Недавно Александра Маринина приезжала в Нижний Новгород. Здесь она встретилась с читателями, представила свою новую книгу «Личные мотивы» и почаевничала с журналистами. За чашкой зеленого чая писательница рассказала о своем отношении к семье, творчеству, кулинарии…

Врать глупо. Себе — особенно

— Вы нередко обращаетесь в своих романах к теме вранья в супружестве. Почему она вас так интересует?

— Эта тема интересует всех, и я не исключение. Подавляющему большинству замужних женщин хочется, чтобы их брак выглядел благополучно, и очень немногие готовы искренне признаться, что «что-то не получилось» — это касается и женщин, и мужчин. Люди очень не любят признавать собственные промахи. Гораздо комфортнее делать вид, что все получилось и все здорово, потому что нас, по крайней мере, мое поколение, программировали на то, что стыдно не достичь успеха. Это абсолютно порочная позиция, с которой я пытаюсь бороться как личным примером, так и на страницах своих книг. Между тем всюду пропагандируются успешность и безошибочность, а признание собственных ошибок считается чем-то постыдным.
Сложно признаться и в неуспешности в карьере. Поэтому мы пыжимся, тужимся. А на самом деле все проще. Я глубоко убеждена, что если человек идет своей, правильной дорогой, то успех неизбежен. Если успеха нет — значит, он выбрал не ту дорогу. И нет ничего в этом стыдного. Можете же вы признаться в том, что, например, купили в магазине просроченные продукты питания, потому что не обратили внимания на дату изготовления. Точно так же: «Я выбрал не ту стезю. Надо внимательнее к себе прислушаться и найти правильное решение».

Счастье без секретов

— Тогда поделитесь секретом счастливой семейной жизни.

— Не могу. Могу сказать лишь, почему семейная жизнь у меня счастливая… И это отнюдь не будет означать, что у других людей она будет счастливой по той же самой причине. Мы с мужем принимаем друг друга такими, какие мы есть. Это не красивая фраза. Мы понимаем, что наши недостатки крепко-накрепко приделаны к нашим достоинствам. Возможно, моему мужу не нравится, что я не готовлю, хотя у нас две помощницы по хозяйству, и еда всегда есть, и в доме всегда чисто. Может, ему было бы приятнее, если бы я, босая и беременная, стояла на кухне, но он умеет быть довольным тем, что есть. И я умею. Мне было бы приятнее пойти в театр не с подругой, а с мужем. Но я его не заставляю, потому что знаю: он не любит театр. Поэтому он не сидит со мной на спектакле, но привозит меня к театру на машине, а потом встречает и отвозит домой.

— Как женщине быть счастливой?

— У каждой из нас есть свои психологические и эмоциональные потребности, удовлетворение которых делает ее счастливой. У одних ощущение счастья возникает при ощущении собственной телесной красивости, неотразимости лица, фигуры. У других оно приходит при мысли о том, что она модно, дорого одета. У третьих счастье вызывают мысли о ее чудесных здоровых детях, у четвертой — факт, что муж подарил ей огромный бриллиант и построил загородную виллу… У каждой свое.

И немного обо всем на свете

— Вы помните, на что потратили свой первый гонорар за книгу?

— Мой первый гонорар за книгу был маленьким, потому что это была журнальная публикация в ведомственном журнале «Милиция». Это было довольно давно: в девяносто втором я написала свою первую «Каменскую», а через год ее опубликовали. На что потратила, не помню. Наверное, какую-нибудь ерунду купила.

— Что вы любите читать?

— Люблю литературу, которая дает пищу для ума. «История» может быть очень увлекательной, но если в ней нет мысли, которую «можно думать», она мне неинтересна.

— В ваших книгах содержатся полезные инструкции по поведению в непростых жизненных ситуациях. Это вы специально делаете, с обучающей целью, или «само получается»?

— Я никого не стремлюсь учить. Просто никогда не бросаю своих героев в сложных ситуациях и стремлюсь доводить любую ситуацию до логического конца, по Станиславскому. Например, девочка Лиля, умная, начитанная, выросшая с папой-милиционером, не может поступить как лохушка. Она поведет себя как дочь милиционера. И мне остается лишь представить себя на ее месте — я ведь тоже девочка книжная и милицейская дочка.

— Повлияло ли на вашу жизнь появление псевдонима?

— Нет. Родители дали мне имя Марина, но это было скорее данью моде. И в семье меня никогда Мариной не называли, растили Машей. Буквы «р», резкой и звучной, в моем «родном» имени нет, вот я и выросла белой и пушистой. И несмотря на то, что в псевдониме их аж целых две, меня уже не переделать. Я осталась Машей Алексеевой, которая никому не может сказать «нет» и нуждается в помощи литературного агента, который со всеми договорится и при необходимости скажет «нет» вместо меня, и даже объяснит, «почему Марина Анатольевна этого делать не будет».

— Вы говорите, что не готовите, а между тем в ваших книгах, особенно первых, очень много кулинарных рецептов. Чем это объяснить?

— Тем, что когда я писала первые книги, то еще не имела возможности не готовить. Представьте: начало девяностых, мы живем вдвоем с мамой, обе работаем, и мама тоже не любитель стоять у плиты, но кушать-то надо! Денег было очень мало, ни о какой особенной кулинарии речи быть не могло, потому что зарплаты не поспевали за ростом цен, надо было изворачиваться… И мы стояли у плиты. Готовили и для себя, и гостей принимали. Я отменно пекла «фирменные» торты — «Наполеон», «Прагу», ведь хороший торт тогда купить было невозможно. А потом стала получать за свои книги неплохие гонорары и появилась возможность покупать другие продукты, а то и ходить в общепит; а потом мой муж, который великолепно готовит, вернулся из Обнинска, где работал учителем, и мы с мамой с удовольствием отдали готовку ему на откуп. И рецепты в моих книгах стали появляться все реже.

— Ваше жизненное кредо?

— Никогда не говорить «никогда».

Мария ФЕДОТОВА.
Фото предоставлено издательством «ЭКСМО».

Справка «НН»

Марина Анатольевна Алексеева родилась 16 июня 1957 года во Львове. В 1979 году окончила юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова и получила распределение в Академию МВД СССР. С 1994 года работала заместителем начальника и главным редактором научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела Московского юридического института МВД России. В феврале 1998 года уволена в запас в звании подполковника милиции.
В 1991 году совместно с коллегой Александром Горкиным написала детективную повесть «Шестикрылый Серафим» под псевдонимом Александра Маринина, составленном из имен авторов. В декабре 1992 года в детективной повести «Стечение обстоятельств» впервые появилась постоянная героиня Анастасия Каменская. Книги Александры Марининой были изданы более чем на 20 языках мира.

Кстати

Своенравная кошка Кассандра из детективного романа «Каждый за себя» списана Марининой с натуры — с британской голубой кошечки Аси, живущей у подруги писательницы. С тем, чтобы избежать полного сходства, «романная» Ася была переименована в Касю, Кассандру.

Следите за нашими новостями в удобном формате