Наверняка читатель помнит сюжет из комедийной трилогии Гайдая «Не может быть!», где директора магазина, явно злоупотребляющего своими полномочиями, прокурор вызывает якобы на допрос. В ожидании ареста кормильца и в страхе перед конфискацией имущества супруга завмага старается распродать всю домашнюю обстановку и утварь, дабы ничего не досталось государству, и даже умудряется развестись и выйти замуж за соседа…
Сейчас, когда много говорится о мздоимстве и казнокрадстве, продолжающих терзать наше общество, правоохранители вспомнили о конфискации (от лат. confiscatio — отобрание в казну) имущества как о весьма действенной мере профилактики коррупции. Но часто они оказываются не в силах лишить этих господ нечестно нажитого. Почему же сейчас не применяется отъем имущества, который смог бы обуздать коррупцию?
От забвения к возрождению
Пожалуй, один из самых громких процессов, закончившихся приговором с конфискацией имущества, произошел в конце восьмидесятых. В 1987 году был арестован тогдашний заместитель МВД СССР
В 1953 году после смерти Сталина была обобщена практика дел, связанных с конфискацией, и признаны многочисленные нарушения. После этого последовало смягчение в применении этой меры — она стала применяться только по отношению к личной собственности осужденного и к его доле в общей собственности. Этим руководствовались наши суды в течение полувека. Кстати, по имеющейся статистике за 2002 год, за получение взятки в нашей стране обвинительные приговоры были вынесены в отношении 865 лиц. К осужденным в 165 случаях применялось лишение свободы, в 729 — условное наказание, а конфискация имущества применялась только в 33 случаях.
В конце 2003 года институт конфискации имущества был отменен. То ли для того, чтобы окончательно избавиться от наследия «славного прошлого», то ли
Но вскоре, в середине 2006 года, конфискация имущества вернулась в наше законодательство — в Уголовном кодексе появилась глава, которая так и называется «Конфискация имущества».
— Что мы обычно подразумеваем под понятием «конфискация»? Это изъятие фактически всего имущества у преступника по решению суда, как правило, по уголовному делу, — говорит известный нижегородский адвокат Сергей Остроумов. — Конфискация была как бы карой за преступные деяния, и в нашей стране такого рода мера существовала практически до
— Насколько я понимаю, — продолжает Сергей Остроумов, — когда в 2006 году вводили новую конфискацию, основным побудительным моментом была именно борьба с терроризмом или деятельность, направленная на подрыв конституционного строя. Цель — изъять у преступников оружие, денежные средства, которые были использованы в этих направлениях или могли бы быть использованы. Однако даже и эта конфискация на практике у нас зачастую не работает. Законодатель ввел в УК главу «Конфискация имущества», но не ввел эту санкцию в сами статьи, которые перечислены в данной главе.
Вот и выходит, что конфискация как бы есть, но ее как бы и нет.
Не перегнуть бы палку
В середине
— Если бы сейчас ввели конфискацию, так сказать,
Не секрет, что
Сейчас схемы манипуляций с имуществом уже таковы, что требуется принципиальная переработка уголовного законодательства, к примеру, нужно изменить и понятие организованная преступная группа. Если установлено, что имущество было оформлено на
Нужно четкое понимание, каким образом признавать вывод имущества как фиктивную сделку, четкое определение критериев этого имущества. А также четкое определение последствий, то есть что с ним произойдет: все, что осталось у преступника от возмещения ущерба потерпевшему, идет в доход государству.
В принципе это хоть и трудно, но реально сделать. Нужно привлечь ведущие научные силы страны. Подчеркиваю, нужна четкая научная проработка вопроса. Далее эту разработку нужно согласовать с практиками, а уже потом принимать законы.
Однако у противников введения конфискации
— Среди доводов противников возврата конфискации в старом понятии есть такой. Для осужденного с конфискацией имущества могут наступить неблагоприятные последствия, — говорит кандидат юридических наук, доцент, полковник милиции в отставке Сергей Дегтярев. — Если конфисковать действительно все, то эта мера может быть несоразмерной содеянному. Также осужденный с конфискацией может даже дважды претерпевать неблагоприятные последствия. По приговору он, с одной стороны, лишается имущества, а с другой — должен возместить вред потерпевшему.
Ольга МАКАРОВА.
Справка «НН»
По данным ГУВД по Нижегородской области, за 11 месяцев 2010 года было выявлено более 600 преступлений коррупционной направленности, из них 15 преступлений — в крупном размере. Окончено расследование 532 уголовных дел, в суд направлено — 445. Раскрыто 32 преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, в том числе 12 фактов коммерческого подкупа, пресечено 163 факта взяточничества.
За 11 месяцев 2009 года выявлено около 1 тысячи коррупционных преступлений среди государственных служащих, из них около 900 было рассмотрено и порядка 800 направлено в суд.
Между тем
В нынешнем законодательстве имеется целый список деяний, по которому имущество россиянина может быть подвергнуто конфискации. К примеру, убийство, похищение человека, торговля людьми, использование рабского труда, изготовление или сбыт поддельных денег, коммерческий подкуп, террористический акт и содействие террористической деятельности, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, массовые беспорядки, пиратство, незаконные производство и сбыт наркотиков, госизмена, шпионаж, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, вооруженный мятеж, диверсия, организация экстремистского сообщества, злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, контрабанда.
А как у них
Боремся слишком мягко?
Сегодня конфискация имущества есть в законодательствах развитых стран, например таких, как США, Италия, Франция, а требование предусмотреть во внутреннем законодательстве конфискацию имущества как
— Исключение конфискации из мер наказания российского законодательства противоречит Конвенции ООН против коррупции от 2003 года, Конвенции Совета Европы о конфискации и отмывании преступных доходов от 1990 года, Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 2000 года, — говорит кандидат юридических наук, доцент, полковник милиции в отставке Сергей Дегтярев.
Выходит, что конфискация является общепризнанным и эффективным фактором сдерживания и профилактики не только коррупции и организованной преступности. Кстати, международные конвенции, участниками которых является Россия, говорят и о необходимости конфискации не только преступно нажитого, но и прирощенных, приумноженных капиталов.
В конце прошлого года Группа государств против коррупции (ГРЕКО) констатировала, что Россия не выполнила часть рекомендаций, данных ей в 2008 году. В частности, введенная конфискация имущества за коррупционные преступления признана выполненной лишь частично.