Всероссийская известность пришла к Максиму Горькому, когда ему было немного за тридцать. Понагулявшийся по Руси, понасмотревшийся на быт простого народа, посотрудничавший в газетах будущий писатель активно учился излагать увиденное на бумаге. Эпоха вполне благоприятствовала тому: в России начинался так называемый Серебряный век, в моде был либерализм, публика жадно набрасывалась на новые идеи, новые книги, валом валила на театральные постановки.
Первый шквал славы
В стране наблюдается бум юмористических журналов, причем нацеливались они не на «узколобую» интеллигенцию, а именно на мелкого буржуа. Кстати, хотя и с большими пропусками, в значительной мере фрагментарно, старые сатирические издания собраны в фондах Нижегородской областной библиотеки.
Что касается Максима Горького, то пресса зашумела о нем лишь на самом рубеже веков, после выхода «На дне». На пару лет герои пьесы вошли в моду; пресыщенная богема устраивала маскарады
Рассматривающего старые карикатуры современного читателя шокирует, что певца Собинова на них очень часто изображают в виде рака с усами, Шаляпина — с чайником в обнимку, а Максима Горького — в балетной пачке. Разгадать тайну рака и чайника я так и не удосужился, а с Алешей Пешковым вышло вот что: оказывается, в 1901 году во МХАТе на чеховском «Дяде Ване» публика во время антракта вычислила из толпы Горького и в буквальном смысле слова прижала его к стенке, не давая проходу. Горький не стерпел, обратился к любопытным:
— Чего вы глазеете на меня? Я — не Венера Медицейская, не балерина, не утопленник; что интересного во внешности человека, который пишет рассказы? Идите смотрите чудную пьесу Чехова, а не занимайтесь пустяками…
Позже, протрезвев от опьянения славой, он сам описал этот эпизод в рассказе: «О писателе, который зазнался». Журнал «Стрекоза», один из лучших в своем жанре для своего времени, нарисовал Горького на стуле, в пачке, зашнуровывающим тапочки, в то время как вокруг него суетятся фотографы.
«Не балерина, а все вытанцовывается!» — дружески шутил другой журнал. «Петербургская газета» выступила с карикатурой «
В поисках имиджа
Надо сказать, что первого испытания славой Пешков не перенес, за что неоднократно удостаивался «щелчка по носу» со стороны своих более скромных коллег. Рассказывают, что, когда впервые Горький побывал в
Кроме того, писатель образца 1901 — 1902 годов (напомним, что ему было тридцать с небольшим лет от роду), поддерживая свой имидж «мужичка», взял себе моду появляться на публике в вышитой рубахе, в рабочей блузе с пояском и в сапогах «со скрипом» — ни дать ни взять, подгулявший кулачина на сельской ярмарке. «Петербургская газета» с подписью «Зазнавшийся писатель» опубликовала рисунок: наш земляк сидит и пьет чай, гордо водрузив ноги на стол. Она же еще раз прошлась по тому же сюжету, только в этот раз между столом и ногами оказались три тома «изящной русской литературы», а рядом добавили чашку с фимиамом. «Голова, воспевающая Босые ноги» — так была подписана она.
От Москвы до Петербурга
Желая всероссийской славы, Горький, изрядно намозолив глаза питерцам, направился пожинать лавры в Москву. Коммерческий эффект от этого вояжа превзошел все ожидания — его и там буквально на части рвали, засыпая предложениями. «Новое время» (пожалуй, самая читаемая газета России того периода) так отреагировало на эти события: Горького нарисовали в смирительной рубашке за гостиничной дверью, в которую полицейский не пускает группу проныр с блокнотами (микрофонов тогда еще не изобрели).
Журнал «Развлечение» представил, как на середине радищевской трассы встречаются Горький с Шаляпиным. Дескать: откуда и куда? «Из Москвы да в Питер… Москву пощипал, теперь и в Питер еду за тем же». Это Шаляпин, а наш герой двигается в обратном направлении.
Но больше всего, конечно же, в сознании публики первых лет нового ХХ века Максим Горький ассоциировался с обликом босяка. Журнал «Стрекоза» опубликовал в те годы изображение фантастического «памятника Горькому от босяков»: на колонне сидит писатель в лаптях и в шляпе, с балалайкой в руке, а у подножия трое бородатых оборванцев исполняют «танец с бутылками».
Под денежным грузом
Бешеной популярности сопутствовали бешеные деньги — кому угодно голову закружит. К чести писателя, он не пустился в разгул (иначе об этом не преминули бы сообщить «зубастые» журналы), а принялся вкладываться в книгоиздательство. «Петербургская газета» в 1902 году так «отметила» факт приобретения им издательства «Знание»: писатель держит в руках букварь и размышляет:
— А что, пожалуй, оно и принесет мне пользу…
Польза, несомненно, была. До сих пор «Сборники» этого издательства, к сотрудничеству в которых Алексей Максимович приглашал лучших авторов своего времени, считаются «классикой жанра».
Еще более оперившись, Максим Горький прикупил себе усадьбу — практически за гонорар с пьески, занимающей сто страничек (правда, написанной так, что потом ее включили в школьную программу, откуда она не «слезает» уже сотню лет). Завистливые газетчики нарисовали босяка, сгибающегося под тяжестью трехтомника избранных произведений, поверх которых восседает сам писатель:
— Эх, Горький, горько мне, что ты на мне
В ноябре 1904 года «Шутом» была опубликована карикатура, на которой бородатый мужик нетрезво философствует над налитым стаканом:
— Что есть на свете выше водки?.. Ничего… Водка — это звучит гордо!..
На грани забвения
В 1905 году стране было не до Горького, затем, когда революционные бури несколько схлынули, Горькому стало не до страны. Еще в 1906 году, опасаясь преследований за прошлое, Алексей Максимович приучается любить Родину издали — и делает это до 1913 года, когда в честь
До конца 1910 года становится модным издеваться над уменьшением интереса публики к Максиму Горькому.
«
Выход в 1910 году малоизвестной пьесы М.Горького «Чудаки» газетчики осмеяли таким образом, что якобы Горький на пару с Леонидом Андреевым несут свои пятиактные драмы в страховое общество, надеясь хотя бы так их застраховать от провала. Это последняя известная мне дореволюционная карикатура на нашего уважаемого земляка; начиная с 1911 года публике и кроме Горького хватало и других тем для дискуссий и обсуждений. Затем — война, революция и приход новой власти, очень поначалу не любившей сатиру.
Последние годы классика
Только в 1922 году Советы дают разрешение на возобновление строго подцензурных юмористических журналов уже не для жирующих буржуа, а для пришедших домой после смены рабочих. Соответственно меняются в них и тон, и тематика. Поскольку по большому счету рабочим до большой литературы было дела мало.
Лишь в 1928 году, когда Алексей Максимович в очередной раз наездом вернулся в страну, к нему появился некоторый интерес. «Крокодил» в № 13 за 1928 год публикует шарж на писателя. Советской пропагандой «дедушка Горький» был признан живым классиком советской литературы, так как он в свое время стоял за революцию и вроде бы против царя. Соответственно позволялось лишь слегка погладить его по головке, но ни в коем случае не бить по щекам. В
После кончины писателя в 1936 году за все последующие годы Алексей Максимович «засветился» в «Крокодиле» еще лишь дважды: в 1959 году в журнале была опубликована карикатура на моду к излишней роскоши театральных декораций — на ней босяки из пьесы «На дне» в постановке режиссера
Анатолий МОСКВИН