Совсем скоро на малой сцене Нижегородского театра «Комедiя» наступит «Бабье лето». Вторая весенняя премьера – трагикомедия по рассказам В. Шукшина, честный разговор о настоящем времени и воспоминание об ушедших людях.
Купите яблоки!
Спектакль родился из эскиза, показанного на режиссерской лаборатории, проходившей минувшим летом в театре, который сразу же получил хорошие отзывы. Однако набросок требовал доработки. Молодой режиссер Тимур Кулов уже достаточно известен постановками в разных городах страны, но в Нижнем Новгороде появился впервые. За довольно короткий срок была проведена большая совместная творческая работа по доработке материала, увеличилось число задействованных произведений, а также появились лаконичные декорации (художник Евгений Терехов).
Инсценировка знакомит нас с одним из лучших образцов отечественной литературы 1960–1970-х годов, так называемой «деревенской» прозы, и затрагивает сегодняшние проблемы, решенные в комедийном жанре. Бытовые сценки за полтора часа раскрывают народные характеры и приглашают вместе с героинями спектакля грустить и радоваться, смеяться и жалеть «чудиков», как их ласково называл Шукшин.
Без заигрывания и особых спецэффектов актрисы театра создают в маленьком пространстве условную реальность. На наших глазах замкнутое помещение может сжиматься до квадрата и раздвигать границы черной комнаты. Ольга Бубнова, Елена Ерина, Евгения Кондратьева, Светлана Тюльпанова и Ольга Удалова – им подвластно все и есть, что сказать и сыграть.
В центре действия обычные люди, оказавшиеся на обочине жизни. Это узнаваемые образы, их встретишь в любом населенном пункте России. Позавчера, вчера и сегодня пролетающим мимо автомобилям некогда остановиться возле них, и не продаются яблоки, уродившиеся в это «Бабье лето», как и не нужны никому они сами – овдовевшие, осиротевшие и еще полные сил.
Понятная любому зрителю метафора бьет сильнее всего. В безымянной деревне остались одни женщины, сами для себя они разыгрывают спектакль. Перевоплощаются в любые роли: от младенца до старика, от кошки до кукушки в часах, – лишь немного меняя облик с помощью нехитрого гардероба устаревших вещей.
Ностальгия в четырех частях.
Не сбылась мечта наивного романтика – спасти от микробов и вирусов все человечество, в эпизоде «Микроскоп». А ведь не продай тот жена, обидевшись за ложь, может, и живы были бы многие, от кого остались только опустевшие пиджаки, висящие на заднике сцены.
Псевдоисторический триллер «Миль пардон, мадам!» – байка, рассказанная местным фантазером на охоте, дает беспалому инвалиду возможность хоть на время почувствовать себя героем, а не безнадежным пропойцей. Повернуть ход истории не удалось даже в мечтах, но перед слушателями он разыграл невидимый фильм.
В детективе «Други игрищ и забав» крутым следователем, восстанавливающим справедливость, хочет казаться старший брат, чтобы найти виновника позора – от кого родила ребенка его сестра – и разобраться по-мужски. Но выходит из его операции конфуз, а затем и примирение в семье.
«Степка» – самый известный из рассказов, энциклопедия русского характера, завершает действие на драматичной ноте. Не дождавшись двух месяцев до конца срока заключения, главный герой сбегает к родным из колонии-поселения. Нерациональная импульсивность, инфантилизм – сказали бы сейчас. Но эта тоска по потерянному счастью, по дорогим людям, объединяет его историю с сегодняшним временем, где подрастеряно самое важное на дороге к лучшей жизни.
Поступок женщин в финале (выход на трассу с ведрами яблок), словно немой протест – против равнодушия и забывчивости о своих корнях – подводит высокий, но горький итог. Остановитесь!
Премьерные показы пройдут 9, 11, 12, 13 и 25 апреля. 16+
Ольга Плаксунова.