В детстве мы зачитывались романом Александра Степанова «Порт-Артур», в котором так красиво и проникновенно говорилось о героической битве и мальчишке, что своими глазами видел русских героев, яростно сражавшихся за далекую неведомую землю. И неважно было, что не разобрать, не отделить в художественном романе правду от вымысла. Но в годы Великой Отечественной книга поднимала боевой дух фронтовиков.
На дальних берегах.
Историю Порт-Артура с тех пор по-разному пересказывают. Сегодня и город, за который положили жизни тысячи солдат и моряков, называется по-другому, и принадлежит вовсе не России, а Китаю. Стирается память о людях и событиях.
Но 120 лет уже сохраняется на том, дальнем от нас, берегу самое большое зарубежное русское воинское захоронение – 4,8 гектара, 1720 памятников и обелисков, 1845 братских и персональных могил. 15 тысяч из них – это герои, сражавшиеся за осажденный Порт-Артур, оставшиеся на чужбине.
А вот Лукояновский герой, Дмитрий Баранов, пройдя огонь и воду, вернулся домой и прожил долгую и счастливую жизнь. О том, как сражался он под стенами города-крепости, мы теперь узнаем из официальных источников и воспоминаний в семейном пересказе из поколения в поколение о том, как героем вернулся моряк из плена с Русско-японской войны на родину.
Форпост Баранова.
Оказалось, что Баранов Дмитрий Кириллович, 1875 года рождения, из деревни малая Лукановка (в настоящее время в черте города Лукоянова) – один из участников знаменитого сражения. Выяснилось это после изучения многих документов истории семьи, когда неугомонные потомки нашли несколько подтверждений участия в Русско-японской войне своего предка.
Согласно Послужному списку (предоставлен по запросу Военно-Морским архивом, Санкт-
Петербург), Дмитрий поступил на службу в 1897 году и был определен кочегаром на сильнейший броненосец того времени «Пётр Великий» – первый полноценный броненосец, мореходный монитор Российского флота. 1898, 1899 годы – служба на канонерской лодке «Грозящий» – первой бронированной мореходной канонерской лодке Российского императорского флота.
1900, 1901 1902, 1903 годы – Баранов обслуживает минный транспорт российского флота «Енисей», заложенный на Балтийском заводе. А в марте 1902-го «Енисей» прибыл в Порт-Артур и был включен в состав Первой Тихоокеанской эскадры.
С 1904 года Дмитрий перешел на минный транспорт «Амур», служил кочегаром (Порт-Артур, Первая Тихоокеанская эскадра). Главное открытие, сделанное по архивным справкам: согласно Послужному списку с 27 января 1904 года по 22 декабря 1904 года нижегородец, лукояновец Баранов участвовал в защите Порт-Артура. Он воевал на том самом «Амуре», который 15 мая 2004 года потопил с помощью выставленных мин два японских броненосца - «Хацусе» и «Ясима». Тогда была одержана крупнейшая победа русских моряков в Русско-японской войне.
Пережил плен.
С 22 декабря 1904 года по 15 февраля 1905 года Дмитрий был в японском плену в лагере Хамадэра (о чем есть отметка на втором листе карточки военнопленного).
Противоречие, которое до сих пор обсуждается историками – героическая битва и добровольная сдача города командованием. Но не о трагедии Порт-Артура, а о доблести его истинных защитников ведется нынче рассказ.
20 декабря 1904 года был подписан акт о капитуляции крепости. Сделано это было, несмотря на многомесячную героическую оборону, Порт- Артур пал на 309-й день после начала Русско-японской войны. Как удалось выяснить, всего военнопленных тогда насчитывалось более 73 тысяч, для их содержания было организовано 29 лагерей.
Цена мужества.
Отрывочные рассказы очевидцев, передававшиеся из уст в уста, в том числе и нашим героем, свидетельствовали о том, что условия содержания в плену были разными. Солдаты жили в бараках, а офицеры отдельно и могли не только выходить из мест заключения, но даже путешествовать по всей стране. К защитникам крепости противник относился уважительно, зная, как самоотверженно сражались они.
Читаем в исторических справках. Помимо ежедневного рациона, пленные получали деньги от Российской империи. Кроме этого защитникам Порт-Артура, даже тем, кто не находился на передовой, засчитали каждый день обороны за 12 дней, а проведенный месяц за год. Это было необходимо для получения всех выплат, выслуг и званий.
Выплата денег, поступающих из российской казны, производилась с учетом званий. Солдатам платили по пол-йены в месяц, а унтер-офицерам от одной до полутора йен, в зависимости от количества лычек. Защитники Порт-Артура получали пожертвования из России, их суммы иногда доходили до
15 йен на солдата. По ценам того времени за одну йену можно было купить 10 кг риса. После окончания войны пленным предоставили право и документы для отъезда на родину. Однако 7 офицеров и 70 солдат по разным причинам не захотели возвращаться в Россию.
После плена Дмитрий Баранов вернулся в свою деревню как герой, о мужестве защитников крепости ходили легенды, и военнослужащих на родине побежденными никто не считал. Героическая и печальная история Порт-Артура все еще ждет своего подробного изучения и оценки. Но герои ее навек вписаны в историю своих семей, большой и малой Родины, как несгибаемые русские воины.
Справка «НН».
Героическая оборона Порт-Артура продолжалась 329 дней, в том числе 155 дней шла непосредственная борьба за крепость на сухопутном фронте. Она сковала крупные силы противника (до 200 тысяч человек), сорвав его план быстрого разгрома русской армии. В борьбе за Порт-Артур японцы потеряли свыше 110 тысяч человек и 15 боевых кораблей, еще 16 кораблей получили тяжелые повреждения и надолго вышли из строя. Потери гарнизона Порт-Артура убитыми и ранеными составили около 27 тысяч человек.
Из истории флота.
Заказанные для флота Тихого океана «Амур» и «Енисей» стали лучшими в мире минными заградителями специальной постройки. Корабли строились для Российского императорского флота на судоверфи «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге в 1898–1901 годах. Сметная стоимость каждого из минных транспортов типа «Амур» составила по тем временам фантастическую сумму – 2 056 582 рубля.
5 марта 1898 года. Балтийский завод получил наряд на постройку первого, а 17 апреля – второго корабля. 7 мая состоялась торжественная закладка транспорта, получившего название «Амур» (в списки флота включен 6 июня). На торжественной церемонии присутствовал император Николай II, императрица Александра Федоровна, генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович.
В 1906-1907 гг., после гибели «Енисея» и «Амура» в Порт-Артуре, была построена 2-я серия кораблей того же проекта и под теми же именами. В 1907 году минные транспорты российского флота были окончательно переклассифицированы в минные заградители.
15 мая 1904 года была одержана крупнейшая победа русских моряков в Русско-японской войне 1904-1905 гг.
На минах, выставленных русским минным транспортом (минный заградитель) «Амур», погибли японские броненосцы «Хацусе» и «Ясима».
Вера Чеботарева.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Людмилу Викторовну Туманову.