Не память рабская, но сердце…

Не память рабская, но сердце…

О том, что Елена Камбурова и Марина Неелова дают спектакль «Посвящение Фаине Раневской», можно было догадаться уже у Дмитриевской башни кремля по устремленному к филармонии потоку людей. Не только в зале яблоку негде было упасть, даже проходы были плотно уставлены стульями. Впрочем, вечера, посвященные памяти блистательной Фаине Раневской, — в России ли или за рубежом — всегда проходят при переаншлаге.

Пушкинский камертон

Ее не стало в 1984-м, почти треть века назад. Но память — великое свойство, благодаря которому в метаниях своей жизни мы можем использовать опыт предыдущих поколений. Соломон Михоэлс однажды остроумно заметил: «Есть люди, в которых живет дьявол. Есть люди, в которых живут только глисты. Но есть и люди, в которых живет Бог».

Спектакль-воспоминание из двух действий открыл пролог — кадры интервью с Раневской из передачи театрального критика Натальи Крымовой, где Фаина Георгиевна говорила о Пушкине. «Слова лились, как будто их рождала не память рабская, но сердце…» Строки из «Каменного гостя» стали камертоном к первому отделению — Театру песни Елены Камбуровой.

В жизни Елены Антоновны произошло самое большое, по ее признанию, чудо: находясь на гастролях в Ленинграде, Раневская включила радио в тот самый момент, когда звучала первая чтецкая запись будущей певицы. Она написала письмо, во что Камбурова долго не могла поверить. Идя на первую встречу, Елена сильно волновалась, но первая же фраза: «Деточка, как хорошо, что вы не фифа» сняла напряженность…

Песни Окуджавы и Вертинского, Дашкевича и Кима перемежались с французским шансоном и любимым пушкинским цыганским романсом «Наглядитесь на меня», который Камбурову учила петь сама Раневская. Звучало все то, что Фаина Георгиевна любила слушать, — так по крупицам воссоздавался мир музыки и поэзии, которым Раневская пыталась отгородиться от скуки театрально-бытовой советской прозы середины XX века.

Трагикомедия по жизни

Увидев по телевизору юную Марину Неелову, Раневская позвонила в театр, чтобы выразить восхищение, но суровый администратор не дал номера телефона.

— Уходя из ее квартиры, я должна была проверить карманы, потому что Фаина Георгиевна норовила засунуть туда духи или салфеточки. Дверь в ее квартиру была открыта днем и ночью. Этим пользовались «добрые люди», — вспоминает актриса.

…Позвонил молодой человек, сказав, что работает над дипломом о Пушкине. На эту тему Фаина Георгиевна была готова говорить всегда. Он стал приходить чуть ли не каждый день: приходил с пустым портфелем, а уходил с раздутым. Раневская знала о том, что «пушкиновед» вынес половину библиотеки…

— И вы никак не реагировали? — спрашивала Неелова.

— Почему? Я ему страшно отомстила! Когда он в очередной раз ко мне пришел, я своим голосом в домофон сказала: «Раневской нет дома!»

Театрально переосмысляя собственную жизнь, Раневская превращала ее в трагикомический «спектакль». Она не сыграла ни одной великой роли мирового репертуара, однако Британская энциклопедия именно ее имя включила в десятку великих актеров 20-го столетия. Финальный фрагмент прощания Люси Купер из спектакля Анатолия Эфроса «Дальше тишина» под аплодисменты зрителей, стоя почтивших память великой актрисы, завершил вечер.

Елена ЦАРЕВА, Ксения НЕСТРИЖ.

Между тем

В гримерке актрисы рассказали корреспонденту «НН», что спектакль про Фаину Раневскую, которую они одинаково до сих пор нежно любят, идет уже несколько лет, причем раньше с ними на сцену выходил еще и Виталий Вульф. Но потом стали играть уже «на двоих».

Елена Камбурова призналась, что ей понравился прием нижегородцев. «У вас всегда такая удивительная публика, — сказала она. — Приятно, что Фаину Георгиевну в вашем городе помнят и любят». А Марина Неелова пожелала читателям «НН» хороших спектаклей. Кстати, дочь Марины Мстиславовны 23-летняя Ника не пошла по маминым стопам и стала дизайнером. Недавно она тоже стала знаменитостью: в Лондоне ее инсталляция «Принципы повиновения» победила в конкурсе «Новые сенсации», который проводила галерея Саатчи. «За дочь, конечно, рада, — улыбнулась после спектакля Марина Неелова. — А что касается моих работ, то для меня все прежде всего связано с театром».

Следите за нашими новостями в удобном формате