Музыкальный спектакль «Алые паруса» – в обновленном варианте –вновь появился в репертуаре театра «Вера». Грустная романтическая история со счастливым финалом или обыкновенное чудо: какими стали Ассоль и Грэй в версии 2024 года?
История повторяется...
Времена меняются, но истинные чувства остаются неизменными. Спустя 14 лет, в течение которых с успехом шла предыдущая постановка «Алых парусов», на сцене нижегородского детского театра молодые актеры снова проживают историю героев повести Александра Грина. Это не самоповтор, а полноценный самостоятельный спектакль режиссера Владимира Червякова, где сохранилась основа – инсценировка драматурга Валерия Ткачука и музыка композитора Сергея Терханова, перезаписанная в современной аранжировке. Да еще несколько актеров остались на прежних ролях – таковы приметы «дежавю» для самых внимательных зрителей, как проверка памяти.
Художники спектакля Оганес Айрапетян и Нина Федорова создали стильный визуальный образ с повторяющейся темой полосок: принт поддерживается в костюмах и, дополнительно, как динамика, на досках. Серый, черный, синий – для контраста с желтым на карнавале и алым – в конце. Цвет и свет здесь имеют значение.
Бедные богачи.
Среди обломков большого корабля, от которого остался лишь остов, в мире выживших после крушения надежд моральных инвалидов, как диковинное растение прорывается к солнцу, стремится к мечте чуждый окружению человек. Таким предстает городок Каперна (прообраз нашего времени), где нет любви и давно разучились быть счастливыми. Море здесь повсюду – оно окружает проекцией на стенах и занавесе, но принести может как беду, так и возможность уехать в иную жизнь.
Убогий душой, вечно навеселе, прагматичный придорожный паб готов обогреть и обобрать любого, пока у него есть деньги. Погружение на дно общества и знакомство с его завсегдатаями, происходит стремительно и весело, с массовыми танцевальными сценами. К слову, сольные партии артисты поют «живьем», в меру сил и способностей, что роднит спектакль с жанром мюзикла. Образы и мысли в нем тоже раскрываются в текстах песен.
В проклятом месте не найти хорошей работы ни путнику, как матрос Летика (Владимир Джумок), ни местному жителю Лонгрену (Владимир Ганин), не желающему быть как все. Ни, тем более, его дочери Ассоль (Мария Попова) – ранимой и наивной, не вписывающейся в общепринятый порядок. «Особенная» ли она – с ментальными проблемами, какой ее видят другие, или же самая нормальная из тех, кого жизнь сломила? От надежды к разочарованию, но с верой в чудо, вместе с ней зрители проходят этапы взросления: от ребенка – к решительной личности.
Ангел-хранитель, угольщик Филипп (Сергей Иордан), который появляется из инфернальных клубов дыма, все тот же. Нежно относящийся к бедной девушке, с чистой любовью, он в шутку рассказывает ей сказку об алых парусах, предопределив будущее.
Чудеса происходят не в сказке, их нужно делать своими поступками – уверен амбициозный капитан Грэй (Андрей Хозяев). Сделать мечту былью решил он, узнав от горожан о фантазии полюбившейся незнакомки, которую увидел спящей на берегу. Он искал себя в морских испытаниях, но нашел главное – ее.
Не в сказке, а наяву.
Красивую развязку этой жестокой истории об абьюзе, знают, кажется, все, однако теперь решена она на удивление реалистично, непривычно лишившись привычного пафоса. Конечно же, без затмивших все пространство алых парусов не обошлось. Только в кульминационный момент, отказавшись от далекой мечты, Ассоль выбрала жизнь без иллюзий, решила быть настоящей, и узнала в капитане своего обыкновенного героя, а не «принца» из романа. 12+
Ольга Плаксунова. Фото предоставлено театром «Вера».