К отходам с разными подходами. Вопросы взаимодействия обсудили органы власти и регоператоры

К отходам с разными подходами. Вопросы взаимодействия обсудили органы власти и регоператоры

Очередную свалку недалеко от Шуховской башни обнаружили власти Дзержинска осенью прошлого года, когда вышли осмотреть территорию, по которой планировалось проложить дорогу. По словам председателя городской Думы Дзержинска Виктории Николаевой, такие свалки приходится убирать постоянно. 

Отходы вне закона.

– Недобросовестные мусоровывозящие компании, которых нанимают жители после ремонта, сваливают отходы в ближайший лес или, в лучшем случае, подальше от глаз на той же контейнерной площадке, – объясняет директор компании-регоператора Нижегородского филиала «МСК-НТ» Иван Егоршин.

По его словам, нижегородцы заказывают вывоз строительных отходов по сниженным ценам. И эти отходы приходится потом снова убирать региональному оператору или муниципалитету. Министр экологии и природных ресурсов Нижегородской области Денис Егоров, который рассказал о реализации национального проекта «Экология» и его направлениях обращения с отходами за минувшие пять лет, подтвердил, что на несанкционированных свалках в последние годы преобладают, в основном, строительные и древесные отходы. Это говорит о том, что твердые коммунальные отходы (ТКО), которые образуются в семьях и за вывоз которых нижегородцы платят, попадают на полигоны ТКО. 

В то же время, как сообщили участники заседания Ассоциации представительных органов муниципальных образований, которое прошло в региональном Законодательном Собрании, с вывозом строительных и древесных отходов есть большие проблемы. Спил деревьев и кустарников, ветки, скошенная трава – все это не считается твердыми коммунальными отходами, а значит, вывозить их региональные операторы не обязаны. Это же касается строительных отходов, переработка которых, по словам заместителя председателя городской Думы Сарова Андрея Немчинова, в их округе практически не ведется. Более того, как сообщил Денис Егоров, у правительства Нижегородской области пока нет даже полномочий, чтобы регулировать данную сферу. 

Перспективный «пилот».

– Еще в 2021 году были приняты изменения в региональный закон, которые предусматривают, что строительные отходы будут утилизироваться в соответствии с порядком, принятым правительством области, – объяснил глава минэкологии. – Мы такой порядок разработали. Но природоохранная прокуратура его не согласовала, мотивировав это тем, что подобные полномочия федерация субъектам не передавала.

По словам Дениса Егорова, в настоящий момент обсуждается два законопроекта, согласно которым регулирование оборота отходов третьего-пятого классов опасности планируется отдать на уровень регионов. Но в каком виде это будет – пока не известно. Председатель Законодательного Собрания Нижегородской области Евгений Люлин пообещал провести совещание с представителями областного правительства и природоохранным прокурором, чтобы совместно сформулировать конкретные предложения по данному вопросу.

А вот вопрос утилизации древесных отходов был практически решен. В настоящее время, как сообщил председатель комитета Законодательного Собрания по экологии и природным ресурсам Владислав Атмахов, закупается опытная партия дробилок, с помощью которых и будут измельчать срезанные ветки. В пилотный проект войдут десять муниципалитетов, которым выделены субсидии на их покупку – 30 млн рублей.

– Если древесные отходы возить машинами – это очень дорого, – объяснил он. – Соотношение – три машины веток или полконтейнера опилок. Вот такая разница.

Глава местного самоуправления городского округа города Первомайск и председатель комиссии по вопросам экологии и природопользования регионального совета Нижегородской области Елена Лебеднова подсчитала, если не пользоваться дробилками, то стоимость вывоза одного кубометра таких отходов для муниципалитетов доходит до 1600 рублей. Региональные операторы в данной ситуации работают только по коммерческим тарифам. 

– Приведу пример из своего опыта, – рассказала она. – В год на территории муниципалитета образуется около трех тысяч кубометров отходов древесного происхождения. Учитывая стоимость вывоза одного кубометра, путем нехитрых вычислений получаем потребность порядка пяти миллионов рублей.

В регионе за год таких отходов образуется примерно 180 тысяч кубометров. 

А их вывоз составит почти 300 миллионов рублей. По словам Елены Лебедновой, покупка дробилок окупится за 1,5-2 года. 

Ответственность размыта.

Еще одну важную тему поднимали как представители муниципалитетов, так и региональных операторов. Председатель городской Думы Дзержинска рассказала, что жители жалуются на нарушение графика вывоза твердых коммунальных отходов, а также периодичность вывоза крупногабаритных отходов. По словам Виктории Николаевой, есть проблемные площадки, с которых необходимо вывоз осуществлять ежедневно, независимо от температуры. Так, особое внимание надо обратить на городские поселки, где мусор собирают в пакеты. И, если их не успел вывезти регоператор, то он растаскивается собаками, птицами, разносится ветром. 

– Весной такой мусор появляется из-под снега и становится свидетельством антисанитарной обстановки, ухудшается внешний вид поселка, – отметила Виктория Николаева. – Я не понаслышке знаю о последствиях: появляются стаи бездомных собак, что не может не беспокоить жителей, они регулярно обращаются к депутатам за помощью.

Такой же беспорядок обнаруживается когда магазины, особенно крупные, сетевые и другие организации, располагающиеся в многоквартирных домах или поблизости, не заключают договор на вывоз ТКО. А подобных случаев, как отметили участники встречи, немало. Компании просто скидывают свои накопившиеся отходы в контейнеры жителей. В итоге они всегда переполнены. 

– Мусорная реформа изначально задумывалась так, чтобы за весь процесс отвечала одна организация, – считает председатель городской Думы Дзержинска. – В нашем случае это региональный оператор «Нижэкология НН». Однако сейчас по закону рег­оператор за содержание площадки и прилегающей территории не отвечает, что приводит к перекладыванию ответственности на органы власти и коммунальщиков... 

По словам директора компании Андрея Паршина, у них нет дворников. А если эту должность ввести, то совокупный платеж для населения вырастет. 

– Услуга регионального оператора по сбору и транспортировке отходов занимает не самую большую долю в тарифе, – заметил он. – Большую часть составляют обработка и безопасная утилизация отходов.

С ним согласен Иван Егоршин, по словам которого, компания его вывозит в пять раз больше отходов, чем предусмотрено законодательством. В итоге работать приходится себе в убыток. 

– Контейнерные площадки, как баки, так и бункеры, предназначены именно для твердых коммунальных отходов, – сказал он. – А мы видим там все, вплоть до промышленных отходов.

Собравшиеся договорились, что надо ставить камеры видеонаблюдения, которые будут фиксировать нарушения на мусорных площадках. Эксперимент уже идет в Приокском районе Нижнего Новгорода. Это поможет навести порядок и наказать как тех, кто не заключает договоры на вывоз ТКО, так и тех, кто игнорирует требование не захламлять территорию вокруг площадок. 

– Сфера обращения с отходами всегда была и будет в центре внимания депутатов и органов МСУ, поскольку от нее напрямую зависит качество жизни нижегородцев, – отметил Евгений Люлин.

Цифры.

Более двух тысяч свалок ликвидировали за пять лет в Нижегородской области, 300 из них только за последний год. Также, по информации областного правительства, в 2024 году на обустройство контейнерных площадок в региональном бюджете было заложено почти 260 миллионов рублей и порядка 49 миллионов – на контейнеры и бункеры. Кроме того, в регионе ведется подготовка к созданию мусоросортировочного комплекса с межмуниципальным полигоном для размещения непригодных к переработке ТКО в Арзамасе.

Светлана Муратова.

Следите за нашими новостями в удобном формате