За неделю до начала показов фантастического приключенческого фильма «Сто лет тому вперед» (режиссер Александр Андрющенко) предпремьера долгожданной новинки состоялась в нижегородском кинотеатре «Империя грез Небо».
Будущее не статично.
В том далеком восемьдесят шестом году мне было столько же лет, сколько Алисе Селезневой и Коле Герасимову, и я тоже была ученицей шестого «В» класса…
Нет, не так. Сначала была книга: Кир Булычев «Сто лет тому вперед». К тому времени перечитав по несколько раз содержимое стеллажей детской городской библиотеки, вдруг увидела незнакомый доселе корешок – толстенький, серенький, потрепанный. И произошла любовь, которая, подобно молнии, выскакивает из-за угла. Это была первая и, пожалуй, единственная в моей жизни книга, которую страстно желалось украсть для исключительно личного пользования. Я продлевала срок пользования книгой настолько, насколько возможно и буквально выучила ее наизусть. Но все-таки пришлось вернуть. А через год появилась «Гостья из будущего» – великолепный канон. Надо ли говорить, с каким восторгом был принят этот фильм?
И вот на широкие экраны выходит «Сто лет тому вперед». Название сохранено, но сюжет и действующие лица существенно переработаны, отступление от книги налицо. Плохо ли это? Несмотря на то, что фильм «Гостья из будущего» и книга «Сто лет тому вперед» навсегда заняли почетное место в моем сердце – нет, не плохо. Более того, странно, если бы подростки и школа остались такими же, как тридцать с лишним лет назад. Поэтому ко многим метаморфозам относиться нужно с полным пониманием, ведь задумывалась не ретро-реконструкция, а приключенческое фантастическое кино для современных старшеклассников.
И кино состоялось!
Автору текста очень сложно сдерживаться, чтобы не живописать увиденное. Но лучше расскажу вам, уважаемые читатели, о том, как на предпремьеру приехали исполнители главных ролей и встретились с журналистами.
Пионеров не застал, но верить пришлось.
– Ребята, когда вы участвовали в кастинге –понимали, что вас ждет мегапроект?
Кирилл Митрофанов (Фима): Не сразу. Наверное, это стало понятно, когда мы приехали на съемочную площадку. Тут у меня есть маленькая история. До поступления в театральный институт, мечтая стать актером, я смотрел бэкстейджи западных больших блокбастеров. Меня впечатлило, что у них «хлопушка» была электронная. Когда я приехал на площадку «Сто лет тому вперед» – увидел электронную «хлопушку» и понял: вот он, мировой масштаб.
Марк Эйдельштейн (Коля Герасимов): Я, наверное, с самого начала понял. Но это так страшно и тревожно, такая ответственность! Особенно, когда тебя утверждают и ты знаешь, что до начала
съемок три месяца. Конечно, ты будешь просыпаться, засыпать, есть, пить и вообще все что угодно делать с единственной мыслью о том, как получше подготовиться. Поэтому я старался не думать о масштабе, но только о том, что конкретно нужно будет делать в сухом остатке.
– Кто-нибудь из вас в детстве читал Кирилла Булычева? Фильм «Гостья из будущего» смотрели?
К.М.: Я недавно прочитал. Вообще книги не люблю читать, но в недавнее время пристрастился, кстати, именно после Булычева. А тот фильм мы все были обязаны посмотреть.
– Считается, что сейчас молодым людям тот фильм смотреть неинтересно. Это действительно так?
К.М.: Не могу сказать за всех. Мое личное мнение таково: фильм снимался в 1986 году. Он про пионеров и про ту реальность, которую я не видел вживую. Он создавался, как мне кажется, для людей, которые жили тогда, и я никак то время не могу почувствовать. Мне гораздо ближе наша история и наши современные дела.
М.Э.: Я согласен с тем, что сказал Кирилл, но есть и очень интересная зона поиска новых точек пересечения, обращающих наших, свежих ребят к советскому кино. Ежедневно появляется огромное количество единиц контента, качественного и не очень. Нам, молодым, в принципе, непонятно, для чего возвращаться к советскому кино. Но когда я смотрел «Гостью», то думал об этом и решил, что причины все же есть. Это особое актерское существование в советском кинематографе, словно пропитанное тонким, невыразимым ощущением легкой грусти. Сейчас это смотрится загадочно, неповторимо… и прикольно. Быть может, поиск этого, особенного ощущения – один из поводов углубиться в советский кинематограф.
– Марк, правда ли, что Дашу вы выбрали практически сами, когда она во время кастинга неслабо заломила вам руку?
М.Э.: Мы искали Алису, пробовали разных девчонок. И когда пришла Даша… Ну, она производит впечатление. Ты смотришь на нее и думаешь: «Какое интересное существо!» Она интересно выглядит, интересно разговаривает.
И вот сцена: я перемещаюсь во времени. Чтобы хорошо сыграть, нужно поверить, что ты действительно перемещаешься во времени, и если ты реально в это веришь, это означает две вещи: ты хороший актер… и немножко сумасшедший. И в той сцене все девушки, друг за другом, заламывали мне руку – очень аккуратно, не по-настоящему. Не верили, что они бойцы. А Даша просто и сразу: бух! Аааа! И тогда я подумал: вау, как она резко, круто впрыгивает!
«Я тоже сыграю Алису».
– Даша, правда ли, что вы всегда мечтали сыграть Алису?
Даша Верещагина (Алиса): Более чем! Лет в десять я смотрела с бабушкой «Гостью из будущего» и сказала по какому-то, видимо, наитию, что тоже сыграю Алису Селезневу. Помню, бабушка ответила: «Нет, Даша, это невозможно, Алиса Селезнева – она одна, и она уже есть». По-моему, в детстве мы намного больше понимаем о своей жизни.
– В советском фильме Наташу Гусеву в сложных сценах заменяла дублерша, а вас, насколько понимаем, готовили к самостоятельному выполнению многих трюков.
– Не то чтобы к исполнению многих трюков, но, да, меня готовили преимущественно каскадеры. И все равно у меня был личный каскадер, Полина, очень классная девчонка. Как и мне, ей обстригли волосы, выкрасили их в розовый цвет. Она выполняла все самые сложные трюки, которые артистам не разрешают в принципе. На съемках мы очень сдружились.
– Как вы относитесь к возможной критике, к сравнению вас с героями книги и фильма 1986 года?
– О, к ответу на этот вопрос нас отлично подготовили комментарии, например, в Ютубе, где собрались истинные ценители искусства (иронично улыбается). Я безумно уважаю старшее поколение. Поклонники «Гостьи из будущего» – это поколение моих родителей. Но прошу понять: мы не делали ремейк. Новый фильм снят по мотивам книги. Мы не посягали на что-то святое, в чем нас порой обвиняют. Алиса Селезнева, которая прописана в книге, и Алиса Селезнева, которая в телесериале – две разные Алисы.
А вообще могу сказать: этот фильм – лучшее, что со мной случилось в жизни. 6+
Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.