Говорят, что люди, умеющие убивать, делятся на две категории. Первая – те, кого этому учили. Вторая – самоучки. Парадокс заключается в том, что вторые делают это чаще.
Старший следователь следственного отдела по Советскому району Нижнего Новгорода регионального СУ СКР, лейтенант юстиции Вадим Ермаков раньше работал следователем в Семеновском МСО и таких самоучек видел немало. Свободное хождение самогона на селе, увы, активно способствует пьяным ссорам, когда в ход идут ножи и топоры. Это на отстрел зверья в семеновских лесах существуют лимит и сезонные запреты. Люди убивают друг друга круглый год нелимитировано. Вот только в деревне все на виду – куда пошел и с кем, все запротоколировано зоркими старухами, которые каждое утро собираются у колодца на оперативку. В большом городе все иначе. Бывает, десятилетиями живут в одном доме и не знают друг друга. Сколько было таких случаев – о смерти одинокого человека соседи узнавали только по запаху.
На улице Юбилейной.
В двухэтажном доме на улице Юбилейной, что в Советском районе Нижнего, квартиросъемщиков не так уж много. Однако жизнь одинокого пенсионера никого из соседей не интересовала. Говорили, он выпивал, дружбу ни с кем из жильцов дома не водил. Случалось, заходили к нему мужики – судя по всему, сильно пьющие, да кому до этого дело? У каждого своих забот полон рот.
Но, оказывается, у пенсионера был брат. Он с семьей жил в другом районе, но был прописан в той же родительской квартире в доме на Юбилейной. Старшему брату звонил регулярно – узнать о здоровье, спросить, не надо ли чего…
Когда брат не смог дозвониться до единокровного родственника три дня кряду, всерьез забеспокоился. И отправился на Юбилейную. Запертую дверь в квартиру открыл своим ключом.
– Квартира однокомнатная, – рассказывает далее Вадим Дмитриевич. – В проходе между кухней и комнатой в засохшей луже крови лежал давно окоченевший труп хозяина…
Прибывшая на место преступления опергруппа приступила к своим обязанностям – судмедэксперт склонился над трупом, криминалист приступил к осмотру квартиры слева направо, следователь записывал… Когда дошли до портмоне погибшего, младший брат встрепенулся:
– У него карта Сбербанка была, она исчезла!
Хозяйских ключей от квартиры оперативники тоже не обнаружили.
Обследовав ближайшие магазины и торговый центр, по карте и чекам сыщики быстро вышли на подозреваемого. В двух из них он намедни покупал спиртное и камеры аккуратно зафиксировали покупателя, который расплачивался картой погибшего. До его ареста оставалось несколько часов.
Из материалов уголовного дела:
«По версии следствия, в апреле 2024 года подозреваемый, находясь в квартире дома по улице Юбилейной Советского района города Нижнего Новгорода, в ходе ссоры со своим знакомым нанес ему в общей сложности 13 ножевых ранений: 12 колото-резаных ран в области грудной клетки и живота и 1 резаная в области шеи. От полученных телесных повреждений 60-летний мужчина скончался на месте происшествия. По заключению судебно-медицинской экспертизы, смерть наступила от острой массивной кровопотери… Последующее вскрытие трупа показало, что часть ударов пришлась на легкие и сердце...».
– Орудия убийства в квартире тоже не оказалось, – рассказывает старший следователь Ермаков. – Вероятно, преступник унес его с собой. В отношении 40-летнего задержанного возбудили уголовное дело по статье Уголовного кодекса РФ «Убийство»…
Правда, прежде чем начинать допрос, пришлось подождать, когда подозреваемый окончательно протрезвеет. Он не стал отрицать свою вину и рассказал все, что помнил: выпивали, повздорили – причину конфликта не помнил.
Однако, похоже, задержанный лукавил насчет беспамятства. Как бы то ни было, покидая квартиру после содеянного, он прихватил с собой не только орудие убийства – кухонный нож, принадлежащий хозяину, но и его банковскую карту. Затем закрыл входную дверь своим ключом и покинул дом на Юбилейной, как ему казалось, навсегда. Ключи и нож он предусмотрительно выбросил в мусорный контейнер, а с картой отправился в магазин промтоваров. И если бы не внимательность младшего брата, так и продолжал пить: на украденной карте были все сбережения погибшего.
У следствия было несколько вариантов предполагаемого повода для конфликта, но теперь это уже не имело значения. Со дня на день станут известны результаты лабораторных исследований, картина преступления будет восстановлена специалистами полностью, независимо от воспоминаний главного фигуранта. Когда обвинительное заключение утвердит прокурор, уголовное дело будет передано в суд для рассмотрения и вынесения приговора. И только после этого осужденный по этапу отправится к месту отбывания наказания – в одну из колоний для таких же самоучек, как он. Как говорят сами зэки, «мотать срок».
А пока что убивец-самоучка, исповедуясь на допросе в кабинете следователя, повторял, как мантру:
– Пьяный был, ничего не помню!
– Может, в самом деле, не помнит? – начинает сомневаться Вадим Дмитриевич. – Все эти дни он пил, не переставая…
Вниз по лестнице, ведущей вверх.
Спору нет, преступления, перешедшие грань человечности, должны караться по законам, перешедшим грань милосердия. Общество уже давно требует вернуть смертную казнь. «Высшую меру» отменили для того, чтобы люди могли спокойнее убивать друг друга», – пишут в редакцию газеты возмущенные сограждане. Только ведь такого рода преступления, имеется в виду статья УК об убийстве, уже помножены на наказание. Можно считать, что жизнь сорокалетнего мужчины на этом закончена. Колонии, хоть и называются «исправительными», перемалывают заключенного так, что он, выйдя через много лет на волю, к нормальной жизни вряд ли вернется. Не тому учили его сокамерники по ту сторону колючей проволоки.
– Более бессмысленных преступлений, чем те, которые совершались в пьяном угаре, трудно себе представить, – сказал мне на прощание следователь. – И человека жизни лишил, и свою жизнь разрушил…
Вряд ли такого рода преступления можно назвать несчастным случаем. Это в беду падают, как в пропасть, вдруг, неожиданно, а в преступление сходят по ступеням, шаг за шагом. И на какой-то из ступенек еще не поздно остановиться и попробовать подняться туда, откуда спустился.
Татьяна Чинякова.