За добро – рожон в ребро. Горькая правда русских пословиц

За добро – рожон в ребро. Горькая правда русских пословиц

А вот еще. Не вспоя, не вскормя, ворога не увидишь. За наше жито нам же и набито. Ближняя собака скорее укусит. Я его калачом, а он меня в спину кирпичом… И это все о ней – о неблагодарности. Ее часто называют черной. А добрые люди, встречаясь с ней, бледнеют.
Не зря говорят, народная мудрость – это фундамент всей «пирамиды» общечеловеческой мудрости, высочайшая форма общественного сознания, возникшего на основе многовековой житейской практики. И как ни старайся ее оспорить, она веками остается непреложной истиной.

Любила до смерти.

– Солнышко мое проснулось! – умилялась мама Лена, раздвигая поутру оконные шторы. – А кто сейчас пойдет чистить зубки? Кто будет кушать кашку?

Уже через четверть часа, глядя, как дочка во фланелевой пижамке со слониками старательно карабкается на стул, поч­ти по-взрослому берет ложку в правую руку, она опять умилилась:

– Умница, Ксюшенька, лапушка...

...Когда спустя много лет безмолвная Елховка содрогнется от чудовищной трагедии, соседка по подъезду скажет про Елену:

– А я и не знала, что дочка ей не родная. Она на нее надышаться не могла, души в ней не чаяла...

Продавец здешнего сельмага рассказывала:

– Она, бывало, придет с девочкой в магазин, говорит ей: «Что ты хочешь, солнышко?». Ни в чем ей не отказывала…

Жительница Вадского района Елена Васильевна Антонова работала в поселковой администрации. Замужем никогда не была, и своих детей у нее не было. Но 14 лет назад в Урене она взяла под опеку трехлетнюю девочку из детского дома. Воспитывала как свою.

– Они никогда не расставались, – рассказывают соседи. – Вместе учили уроки, вместе ходили в гости, вместе гуляли, вместе ездили в путешествия...

Следователь-криминалист следственного отдела по городу Арзамасу СУ СКР по Нижегородской области, старший лейтенант юстиции Андрей Тяпкин рассказывает:

– При осмотре квартиры потерпевшей мы обнаружили загранпаспорта на мать и приемную дочь, так в них живого места не было от таможенных штампов разных стран…

Бережно хранила приемная мама в своем альбоме фотографии самых памятных событий из жизни дочки: вот Ксюша-первоклассница с огромным бантом на голове, в школьной форме и в белых гольфиках с букетом гладиолусов на школьной линейке, вот они вдвоем в обнимку на фоне экзотических пальм… Когда Ксюша захотела собаку, Елена купила щенка. Правда, выгуливать псину впоследствии приходилось ей самой. Увидев в дневнике ученицы тройку, нанимала репетитора...

Когда хорошистка Ксюша решила поступать в Арзамасский медицинский колледж, Елена Васильевна договорилась с тамошними родственниками, у которых пустовала квартира, чтобы Ксюша пока пожила в ней – не в общежитии же ей тесниться…

Похоже, потом она об этом пожалела. Вырвавшись из-под опеки, домашняя девочка очень скоро узнала про пагубные привычки. Когда Елена Васильевна в очередной раз нашла у нее в сумочке сигареты, постановила: жить Ксюша будет дома, а на учебу ездить на рейсовом автобусе.

– Конечно, такой строгий контроль девочке-подростку не нравился, – соглашается Андрей Романович.

В поисках мнимой свободы.

Из материалов уголовного дела:

«По версии следствия, поздним вечером 12 апреля 2024 года подозреваемая, находясь в квартире дома по улице Молодежной села Елховки Вадского муниципального округа Нижегородской области, нанесла спящей 55-летней женщине, являющейся ее опекуном, множественные удары гантелей по голове... От полученных телесных повреждений женщина скончалась на месте происшествия...».

Улица Молодежная в Елховке мало чем отличается от других улиц. В двухэтажных серых хрущевках все друг друга знают в лицо, поэтому первыми забили тревогу соседи. Обычно Елена в 6 утра выгуливала свою собаку и соседскую. А утром 13 апреля за второй собакой не пришла. Позвонили ей по телефону  – не отвечает. Постучали в дверь  – не открывает. Да и на работу в сельсовет она не вышла. Глава сельской администрации вызвал полицию.

После того, как правоохранители вскрыли квартиру, они обнаружили труп женщины со следами ударов по голове. Рядом с кроватью находилась спортивная гантель весом в пять килограммов. Предположительно, именно она стала орудием убийства. Также следы крови были найдены на стене в комнате и ванной.

А приемная дочь погибшей к тому времени уже успела сесть на поезд «Москва – Новокузнецк» и доехать до станции Янаул, это Башкортостан, где и была задержана местной полицией, которая позже передала ее нижегородским коллегам.

– Все в шоке, слов нет, какая страшная трагедия, – говорит Ольга, знакомая Елены Васильевны. – Со стороны все хорошо у них было, Елена Васильевна никогда плохого о дочке не говорила. Любила ее до смерти. А девочка была обычной, скромной, послушной, но закрытой, малообщительной, ни с кем особо не дружила. Говорили, в прошлом году Ксюша самовольно остригла косу, которая доставала ей до пояса. Конечно, Елене это не понравилось, и дочку она пожурила, но поделать уже ничего не могла.

– Совсем недавно девочка выкрасила волосы в черный цвет. Елене это тоже не понравилось, она повезла ее в салон перекрашиваться, – рассказывают знакомые семьи. – Вдобавок Ксения стала одеваться, как мальчишка, во все черное. Тоже каприз. В общем, обычные подростковые дела…

Конфликты между воспитателем и воспитанницей обострились буквально за пару недель до трагедии.

– Ты меня достала своей опекой! – злилась приемная дочь. – Мне через полгода уже восемнад­цать исполнится…

– Но пока ты еще несовершеннолетняя, – возражала «правильная» Елена Васильевна. – Поэтому я за тебя несу полную ответственность…

После этого Ксюша поняла, что «оторваться» от опекунши у нее не получится. Та уже и завещание на нее заготовила, отписав «лапушке» квартиру, машину, гараж...

Однако внешне все было по-прежнему благопристойно. Вот и в тот злополучный вечер, они вместе  посмотрели фильм, «мамуля» ушла к себе и легла спать. Что происходило после этого в голове подростка, еще предстоит выяснить следователям. Среди прочих экспертиз в рамках расследования назначена и психолого-психиатрическая...

Теперь уже никто не знает, откуда взялись «левые» версии события. Говорили, что Елена Васильевна была учительницей начальных классов – это было когда-то давно, об этом уже мало кто помнит. После сокращения учителей она устроилась на работу в СИЗО в поселке Анненковский Карьер, какое-то время там работала психологом, а потом перевелась в отдел кадров.

– Отработав там почти тринадцать лет, Лена ушла на пенсию как военный пенсионер. Потом стала работать секретарем в администрации Круто-Майданского сельсовета, – вспоминает бывшая коллега...

Еще говорили, что у приемной дочки якобы нашлась биологическая мама, что та, якобы отсидев за убийство, освободилась и стала звать дочку к себе, а мать-опекунша была категорически против. Вот тогда-то Ксюша и решилась на побег. Одна из версий гласила, что девушка занималась «гиревым спортом», поэтому в доме имелись гантели.

Гантели, на самом деле, когда-то принадлежали отцу Елены Васильевны. Она хранила их как память о нем… Как говорится, земля слухами полнится.

– Это все неправда, – узнаем мы «из первых уст». Андрей Романович и сам недоумевает, откуда пошли эти разговоры. – О биологической матери она ничего не знала. Зато познакомилась в соцсетях с девочкой из Кемеровской области и решила к ней поехать. Планировала снять там квартиру на деньги, украденные у матери. Елена Васильевна об этом ничего не знала…

К побегу Ксюша готовилась заранее – собирала вещи в дорогу, «случайно» узнавала коды банковских карт, принадлежавших матери. Почему выбрала орудием убийства гантель, во время допроса она не сказала. Судя по всему, откровенничать со следователем не собиралась.

– Спокойная, как… питон, – Андрей Романович был поражен тому, как юная подследственная вела себя на первом допросе, и долго подбирал слово для сравнения. 

А я на этом месте вспомнила, как сельчане часто повторяли во время отпевания рабы божьей Елены в здешнем храме: «Пригрела змею...».

Уже на начальном этапе следствия взрослые мужчины в погонах удивлялись жестокости и хладнокровию девушки.

– Ударив свою благодетельницу несколько раз по голове гантелью, судя по кровавым следам, она возвратилась, чтобы «добить» жертву. Уже после этого забрала вещи, кредитные карты – все, что считала ценным в родительском доме…

После этого девушка схватила документы, села на велосипед и выехала из села. Она смогла добраться до Вада, потом на автобусе до Нижнего Новгорода, оттуда  – в Москву…

...Хоронили бывшую учительницу всем селом – в закрытом гробу, так размозжила ей голову любимая «лапушка». Сама же подозреваемая в зверском убийстве несовершеннолетняя арестантка находилась в это время в камере СИЗО в ожидании приговора.

Поистине спаси Бог того, кто поит да кормит, а вдвое того, кто хлеб-соль помнит. Ксения добра не помнила. Совсем. Говорят, у неблагодарных людей приступы амнезии случаются гораздо чаще.

Татьяна Чинякова. Фото vk.com/su_skr_po_no.

Следите за нашими новостями в удобном формате