Нижегородский академический театр кукол продолжает праздновать 95-летие и получает подарки. С международными гастролями на их сцене выступили гости из Республики Беларусь – Гродненский областной театр кукол.
Нижегородцам они показали три разноплановых спектакля прославленного кукольного мэтра, главного режиссера Олега Жюгжды – заслуженного деятеля искусств РБ, обладателя приза Белорусского союза театральных деятелей «Хрустальный ангел», двукратного номинанта российской театральной премии «Золотая маска». В его постановках доминировал «живой план» и использовалась планшетная кукла, с помощью которой удалось воплотить многие оригинальные идеи. И только в последнем использовалась более знакомая нижегородцам тростевая кукла.
Открыл «Большие гастроли» спектакль в ярмарочном стиле, созданный по мотивам русской народной сказки «Царевна-лягушка». Знакомый сюжет о поиске невест тремя царевичами напоминает балаганное представление, где скоморохи в ярких костюмах разыгрывают потешные истории в сатирическом ключе, исполняя одновременно несколько ролей.
Это остроумная игра в театр, когда зритель видит, как на его глазах создается рукотворное чудо. «Что не может сделать актер, то всегда дополнит и воплотит его уменьшенное продолжение, – пояснил Олег Жюгжда. – Я хотел создать спектакль-праздник».
Костюмы и декорации в лоскутной технике украсили постановку. Сопровождая действие фольклорными песнями и танцами, актеры рассказали шуточную историю о самом главном – выборе своего пути в жизни. Как важно уметь видеть даже в приземленном и обыденном нечто большее, ведь внешние качества еще не самое главное.
В короткие часы между выступлениями белорусские актеры мало где успели побывать в Нижнем Новгороде, но признались, что увиденное здание Центрального банка на Большой Покровской помогло им проникнуться стариной, ощутить дух купечества и отечественные традиции, так необходимые для игры в народных сказках.
Следом за популярной сказкой нижегородцы увидели премьерную постановку для взрослых зрителей «Уединенный домик на Васильевском». Гродненцы замахнулись на фантастическую повесть писателя Владимира Титова, написанную им с разрешения Александра Пушкина. Однажды, на званом вечере поэт рассказал мистический сюжет, занимавший его. Начинающий автор, присутствовавший при этом, настолько вдохновился услышанным, что сам решил создать произведение на заданную тему. В итоге известным рассказ так и не стал, но тем ценнее сейчас, в год 225-летия Александра Сергеевича, осознать влияние Пушкина на отечественную литературу.
С истории знакомства начинается спектакль, в котором оба писателя стали участниками удивительных событий. Без явного морализаторства, в ироничной манере актеры разыграли забавный анекдот о бедной вдове, что мечтает выдать замуж двадцатилетнюю дочь Веру. Нерешительный чиновник Павел вхож в дом и любит Веру, но таинственный богач Варфоломей помешал им стать счастливыми. Замысел беса погубить души людей почти что сбылся… впрочем, режиссер оставил для зрителей скромную надежду, что одна из жертв все же спаслась.
Еще один премьерный спектакль, но уже прошлого года, по произведению Константина Паустовского «Похождения жука-носорога» увидели нижегородцы в последний день. Театр из Гродно не боится говорить с детьми о самом страшном. В простой истории о мальчике Степе, который своим подарком спас отца, был применен современный способ повествования – сторителлинга. Война, показанная глазами насекомого, пережившего ее в кармане шинели солдата, оказалась ближе и понятнее для ребят, чем кадры хроники.
Светлый финал, дающий надежду, и теплые эмоции от радости встречи с гостями соединились в прощальном показе.
Пелагея Климова. Фото предоставлено театром.