К 125-летию деятельности основоположника жанра публицистической фотожурналистики Максима Петровича Дмитриева Русский музей фотографии открыл выставку из своих фондов. Снимки, кстати, разместились в тех самых залах особняка на улице Пискунова, 9, где сто лет назад работал Дмитриев. «Удостоенный высшей награды…» — так называется экспозиция — работает до 15 февраля. Спешите видеть!
Помимо фотографий в экспозиции впервые представлены интереснейшие документы и письма. Например, датированное декабрем 1898 года письмо Дмитриеву от знаменитого русского музыкального и художественного критика Владимира Стасова, заведовавшего в то время Художественным отделом Императорской публичной библиотеки в
В те годы фотограф был в зените славы. Фотопавильон занимал весь второй этаж дома, причем стены входа и чугунной лестницы были увешаны фотографиями, изображающими жизнь и быт Нижнего. Почти напротив этого дома стояла специальная деревянная витрина с огромным зеркальным стеклом, и около нее всегда толпились зрители.
Проходит 30 лет и — о, как меняются времена! — мы читаем письмо за подписью Алексея Пешкова некоему Пахомову, датированное 1929 годом. «Дорогой товарищ Пахомов, простите, что снова беспокою Вас по делам Максима Дмитриева, фотографа. Фининспекция наложила на него 6000 р. годового, уплатить такой налог он не в силах… Ему 72, человек, работая всю жизнь, капитала себе не нажил и в свое время оказывал немало материальных и технических услуг местному Комитету
Несмотря на ходатайство Горького, дела Дмитриева шли не блестяще. Его архив был изъят, фотограф лишился дохода по печатанию на заказ снимков краеведческой тематики и остаток дней провел в забвении.
Тем не менее и по прошествии века с четвертью его работы
Мария ВЛАДИМИРОВА.