Главного конструктора одной из нижегородских фирм Олега Черёмухина, создавшего уникальный воздушный вездеход, пригласило участвовать в "главной выставке года" региональное управление МЧС. Где, как не на форуме "Россия единая", собиравшем сотни представителей самых различных предприятий не только из России, но и других стран, его двухместный самолет с шасси на воздушной подушке может получить путевку в жизнь. Самолет-надежда, самолет-амфибия, который может садиться на воду, подниматься с "пушистого снега", преодолевать зыбучие пески.
- Своим появлением здесь мы хотим добиться того, чтобы нас заметили, нашлись люди, которые бы поняли важность нашего изобретения, и оно прославило бы всех россиян, - говорит Олег Алексеевич. - Хотелось бы, чтобы форум стал для нас настоящей взлетной площадкой.
Свой пока опытный образец конструктор не только создал в чертежах, но и собственноручно собирал из рабочих узлов и деталей. Причем это не первое детище в биографии человека, в свое время двадцать лет проработавшего рядом с известным конструктором экранопланов Ростиславом Алексеевым. Расставшись с ЦКБ на СПК и перейдя на работу в фирму, занимающуюся разработкой альтернативного транспорта, Черёмухин создал три одноместных самолета с шасси на воздушной подушке, один из которых взял первый приз в Чернигове, где проходил смотр самодельных самолетов. И был даже сертифицирован. Но в серию не пошел. Дальше рабочих чертежей не продвинулся проект четырехместного самолета. По той же причине - из-за отсутствия финансирования. Чертежи нового опытного образца, который был испытан под Богородском и сегодня выставлен на ярмарочной площади, Черёмухин уже доводил, работая простым слесарем на авиационном заводе "Сокол".
- Я, конечно, понимаю, что для крупных предприятий важны существенные объемы, но ведь без такого шажка, как наш, невозможно создать большую авиацию, - разводит руками конструктор. - Никто не мог поверить, что можно сделать такой воздушный вездеход, над созданием которого не один десяток лет безуспешно бьются специалисты в Америке, Франции и Англии. Не принимал на веру наши доводы и главный российский сертификолог, пока сам не приехал в Нижний и не убедился в обратном. Казалось бы, мечта вот-вот осуществится, но мы так и не дождались кем-то и когдато выделенных денег, которые просто растворились по дороге к сборочному цеху.
Если нижегородские создатели уникальных самолетов впервые нашли путь к выставочной площадке, то представители дружественной Беларуси - постоянные участники форума. Для их экспозиции ежегодно выделяется один из ярмарочных павильонов. По словам представителя одной из фирм, торгующей тканями и галантерейными изделиями, Сергея Гущи, он и его коллеги всегда находят здесь радушный прием.
- Нижний Новгород стал для нас родным городом, раньше я даже жил здесь, когда мой отец учился в ВПШ, - рассказывает Сергей Николаевич. - Считаю сегодняшнее наше сотрудничество с нижегородцами взаимовыгодным. У нас есть постоянные покупатели, они довольны нашей продукцией, а мы их вниманием.
Вчера, по сути дела, участники форума уже приступили к работе: шли последние приготовления к его официальному открытию, монтировались экспозиции, наносились последние штрихи. За всем этим со стороны набережной Оки могли наблюдать (правда, пока за закрытым металлическими решетками проходом) пешеходы, привыкшие спешить по делам или возвращаться домой прямо по территории ярмарки. Но ни у кого это временное неудобство не вызывало нареканий. В город пришел праздник, общий для всех: его устроителей, простых нижегородцев и их гостей.
Александр ПЕТРОВ.