Все население планеты условно можно поделить на тех, кто считает, что все в мире случайно, и тех, кто называет случаи закономерностью. Где-то в золотой середине болтается кучка единомышленников, в картине мира которых уживаются и случайности, и закономерности, но, боюсь, их меньшинство.
В то же время кто-то из писателей заметил, что случаи и неприятности, это «вольные стрелки» в «лесу» жизни. Дескать, все подвластно случаю, даже разум бывает перед ним бессилен. Просто иногда случайность – это помощь Бога, а иногда – подножка Сатаны...
Три закона случайности.
«Мы при этом охотно забываем, что в сущности все в нашей жизни случайно». Между прочим, эта цитата из книги Зигмунда Фрейда «Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве». Оказывается, наш главный психоаналитик тоже выступал за случай.
Другой умный дядька, Чарльз Сейфе – профессор Нью-Йоркского университета, математик и писатель, пошел дальше и даже вывел три закона случайности. Первый: случайность существует. Второй закон случайности: некоторые события предсказать невозможно. И, наконец, третий: комплекс случайных событий предсказуем, даже если отдельные события – нет.
«Случайность подчиняется собственным правилам, и эти правила делают случайный процесс доступным для понимания и прогнозирования, – пишет математик. – Мы можем довольно точно предсказывать события в долгосрочной перспективе, независимо от того, насколько хаотичными, странными и случайными они будут в краткосрочном плане».
Наверное, многое в семье Екатерины и Павла было случайным, они и не задумывались никогда об этом. Некогда было. Встретились, полюбили, расписались… И понеслось: заботы, хлопоты, проблемы… У Кати сын от первого брака, отчим относится к нему как к родному. Но хотелось совместного ребенка. И вот три года назад родилась девочка-вербочка – солнышко, кровиночка, ангелочек, любимая дочка, младшая сестричка! И опять этот неукротимый бег взмыленной лошадки – суета сует. А что бы хоть иногда остановиться, посидеть на теплой траве, прислонившись к родному плечу и, глядя на усталый закат, поговорить за жизнь… Глядишь бы, чувствовали друг друга, как себя самого. Но это – все равно, что соломки подстелить.
Жила-была семья.
Итак, жила-была семья. Условимся, жену звали Екатерина, мужа – Павел. Впрочем, почему звали? Их и сейчас так зовут. Вот только история семьи, пережившей недавно потрясение, теперь разделилась на до и после.
– Самые что ни на есть законопослушные граждане, – рассказывает о них Светлана Елисеева, старший следователь Ленинского следственного отдела СУ СКР по Нижегородской области, старший лейтенант юстиции. – Никогда никаких проблем с законом ни у кого из них не было. Муж работает, жена находится в декретном отпуске по уходу за ребенком. Среднестатистическая нижегородская семья со средним достатком…
Они живут в многоквартирном доме на улице Кутузова. Окна выходят прямо на площадку перед гаражным массивом. И вот уже третий год одна и та же проблема. На «пятачке» перед гаражами местные выпивохи организовали некое подобие вигвама под открытым небом, натаскав туда старой мебели и деревянных ящиков. И все бы ничего, но этот гомон, переходящий в ор с матом всех склонений, мешает жителям нижних этажей. Особенно по вечерам. Особенно, когда надо укладывать спать маленького ребенка. Зимой почти неслышно, а летом, в жару, приходится открывать окна. Кондиционера в квартире нет. Муж, сотрудник одного из городских торговых центров, единственный кормилец в семье – не до излишеств… Вот и в тот злополучный вечер Екатерина уложила дочку спать, на цыпочках вышла из комнаты. В этот момент с улицы раздался очередной взрыв хохота. Не выдержала, вышла, в чем была – в халате и в тапочках:
– Как вам не стыдно? Время позднее, люди спать ложатся…
В ответ ей последовал непереводимый поток брани, смысл которой был ясен – проваливай отсюда!
– Я вот сейчас возьму перцовый баллончик и разгоню вашу шайку-лейку! – пригрозила женщина. Очередная порция пьяной ругани неслась уже ей вслед.
Предел терпения.
Вечерело. Вернулся с работы муж. Катерина взахлеб рассказывала ему о происшедшем, за окном продолжали шуметь. Видя, что Павел собирается пойти на улицу, Катя достала из шкафа обещанный перцовый баллончик и, вдохновленная присутствием мужа, зачем-то (зачем?!) схватила со стола нож. Сто раз потом прокручивая в голове эти подробности, она задавала себе этот вопрос: «Зачем?» Наверное, для пущего устрашения. Как и баллончик, которым она даже не воспользовалась. Но вот когда в пылу скандала главный из той компании замахнулся на Павла табуретом, она почему-то оказалась между ними. Маленькая женщина между двумя мужчинами. А в руке-то нож…
Из материалов уголовного дела:
«По версии следствия, 1 июня 2024 года в ночное время обвиняемая 1984 года рождения, находясь по улице Кутузова Ленинского района города Нижнего Новгорода, в ходе ссоры с ранее незнакомым мужчиной 1983 года рождения нанесла последнему ножевые ранения в область грудной клетки. От полученных телесных повреждений потерпевший скончался на месте происшествия… Вину по предъявленному обвинению женщина признала. При допросе следователю СК России она сообщила, что потерпевший шумел на улице в позднее время суток и мешал спать ее детям, на почве чего между ними возник конфликт… Судом в отношении женщины избрана мера пресечения в виде домашнего ареста...».
Опомнившись, Екатерина вызвала скорую и полицию, сходила домой, переоделась, взяла паспорт и стала ждать приезда правоохранителей. Одному Богу известно, что творилось теперь в душе у этой женщины.
Кажется, эта ситуация шокировала и следователя.
– Не могу понять, почему муж позволил ей прихватить с собой нож? – Светлане Николаевне, это заметно, жаль обвиняемую. – Ведь он должен был хорошо знать свою жену…
Но эмоции к делу не пришьешь. Dura lex, sed lex. Закон суров, но это закон. Конечно, суд учтет все смягчающие… Обвиняемая была в состоянии сильного эмоционального возбуждения, у нее двое несовершеннолетних детей и т. д. Но из трех ножевых ранений два оказались проникающими, она проткнула плевру, смерть наступила от массивной кровопотери. А самое главное – человека не вернуть. И его оплакивает жена, которая выступит в судебном процессе в качестве потерпевшей стороны.
Так что это – несчастный случай, стечение обстоятельств или все-таки закономерность? Последнее слово останется за судом.
Вроде бы все понятно и нам, обывателям, но есть один момент. Наш мозг по привычке ищет причинно-следственные связи произошедшего. Он просто так устроен, это его функционал. Мозгу всегда нужны факты, которые он интерпретирует, и объяснения, чтобы он мог встроить полученную информацию в свою систему координат. Лично у меня все это в систему не вписывается. И я, пожалуй, могу сделать только один вывод: люди с их поступками даны нам либо как пример правильной жизни, либо как предупреждение. Вот эта история, произошедшая на улице Кутузова в первый день лета, – предупреждение. Ведь не зря же нью-йоркский профессор, рассуждая о случайностях, выдал нам: «Парадоксально, но именно непредсказуемость случайных событий дает нам возможность делать самые надежные наши предсказания». Как ружье, висящее на стене в первом акте, может выстрелить в финале пьесы, так и нож в руке, не предназначенный для нарезки хлеба, может привести к трагедии, потому что Сатана не дремлет.
Татьяна Чинякова. Фото nnovgorod.sledcom.ru