Подготовка востребованных кадров для экономики стала главной темой специализированного семинара на тему «Развитие профильного предпрофессионального образования в Нижегородской области», который прошел в академии «Маяк».
В дискуссии приняли участие представители сферы образования, власти, эксперты. В числе участников семинара было свыше 200 экспертов из Нижнего Новгорода и области, Кирова, Москвы и Минска (Республика Беларусь). Они обменялись опытом и лучшими практиками.
Погружение в профессию.
В Нижегородской области на сегодняшний день действует более 600 профильных классов разной направленности – от агротехнологических и инженерных до медиа и ИТ.
– Наша задача – выстроить «бесшовное» образование, позволяющее ребенку определиться с будущей профессией с самого раннего возраста, с детского сада. Важно, чтобы после обучения в школе, в колледже или вузе у молодого специалиста были гарантированные карьерные перспективы и рабочее место. Основная цель сегодня – настроить наше образование под запросы экономики, – отметил заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Чечерин.
– Мы стремимся создать благоприятные условия в образовательных организациях и учебных заведениях, чтобы каждый ребенок мог узнать о различных профессиях, попробовать себя в них и понять, кем он видит себя в будущем, – сказал министр образования и науки Нижегородской области Михаил Пучков.
Об опыте взаимодействия со школьниками в техническом университете имени Р.Е. Алексеева подробно рассказал ректор НГТУ Сергей Дмитриев.
По его словам, сегодня в России активно развивается инженерное образование.
С 1 сентября 2022 года по решению президента Владимира Путина в 23 регионах открыты 126 специализированных инженерных классов по профилю судо- и авиастроение. Обучение проводится с 5-го класса.
Для реализации этого проекта привлечены 26 университетов и порядка 40 индустриальных партнеров. В числе флагманов – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и Московский авиационный (МАИ). В нашей области базовым вузом стал НГТУ.
– Первая задача проекта по созданию инженерных классов – сформировать у школьников интерес к техническому творчеству, помочь сориентироваться в специальностях данной области. Сегодня часто можно слышать, что инженеров не хватает, при этом выбор направлений для обучения достаточно широк. Абитуриенту важно выбрать востребованный инженерный профиль. Вторая задача – взаимодействие с индустриальными партнерами. Без их участия никаких инженерных классов не может быть, поскольку именно эти предприятия заинтересованы в развитии соответствующих направлений, – рассказал ректор НГТУ.
Инженерные классы в нашей области были открыты в 2019 году на базе школы №79 им. Н. А. Зайцева при участии завода «Красное Сормово». В 2021 году был создан образовательный судостроительный кластер, в который также вошли учреждения дополнительного образования Сормовского района.
Далее был образован кластер авиационно-строительный. Его партнером стал завод «Сокол». В этом проекте участвуют 11 школ, в прошедшем учебном году в них обучались 1294 участника.
Также есть «атомные» классы. Совсем недавно такой класс был открыт в лицее № 40. В этом году он занял первое место среди аналогичных классов Российской Федерации.
В НГТУ создана единственная в России передовая инженерная школа атомного машиностроения и систем высокой плотности энергии. Она также активно работает со школьниками. На базе НГТУ выполняют лабораторные работы по атомной физике и другим техническим предметам. Для ребят организованы курсы дополнительного образования, на которых у ребят появилась возможность изучать беспилотные летательные аппараты, 3D-печать, 3D-моделирование. Обучение проходит с использованием технологий дополненной и виртуальной реальности.
Что касается проблем, то главная из них – это недостаточный интерес к физике. В 2020 году ЕГЭ по физике выбрали 3606 нижегородских школьников, в этом году только 1920 заявились сдавать этот предмет. При этом растет число ребят сдающих информатику, а для инженерного профиля необходимы глубокие знания физики, отметил Сергей Дмитриев.
С надеждой на сотрудничество.
Заместитель директора по учебной работе гимназии №39 Минска Татьяна Косик поделилась опытом создания профильных классов в Республике Беларусь.
– Так же, как и в России, в Белоруссии уделяется огромное внимание развитию инженерного образования и подготовке кадров. Сегодня в республике инженерные классы есть в 140 учреждениях образования. В одном Минске в 17 школах делают упор на инженерное образование. В следующем году, я убеждена, что их число возрастет, так как есть заинтересованность детей и родителей в этом, – отметила Татьяна Косик.
В марте 2023 года был заключен трехсторонний договор между учреждениями образования, Белорусским национальным техническим университетом и предприятием «Мингаз». Затем к ним присоединился Белорусский государственный технологический университет. Развивается сотрудничество с Российской Федерацией, в частности, со школами Санкт-Петербурга, а теперь белорусские коллеги рассчитывают на плодотворное сотрудничество и с учреждениями образования Нижнего Новгорода.
В минской гимназии №39 реализуют инновационный проект «Инженерно-образовательная вертикаль как средство формирования технологической компетенции у учащихся в рамках профильного обучения и допрофильной подготовки». Здесь некоторые предметы все учащиеся изучают на повышенном уровне. Проводятся факультативные занятия, которые выбирают сами ребята. В 2021 году в Белоруссии создан Национальный детский технопарк. Это учреждение образования, которое проводит смены по различным направлениям – робототехнике, авиакосмическим технологиям, виртуальной дополненной реальности, архитектуре и дизайну, энергетике будущего и другим. На базе гимназии также работает ресурсный центр, который объединил 17 учреждений города Минска, в которых в этом году также были открыты инженерные классы.
В тему.
В российских школах активно реализуется проект «Билет в будущее». В Нижегородской области он охватил 29216 школьников. Ребята участвовали в 306 профессиональных пробах, было организовано 58 экскурсий на предприятия. Курсы повышения квалификации прошли 668 педагогов.
Школьникам были доступны пробы по следующим профессиям:
- гейм-дизайнер,
- разработчик мобильных приложений,
- сетевой и системный администратор,
- воспитатель детского сада,
- учитель начальных классов,
- программист,
- веб-дизайнер,
- бухгалтер,
- мастер слесарных работ,
- капитан судна,
- фронтенд-разработчик,
- логист,
- продавец,
- предприниматель малого бизнеса,
- банковский служащий.
Мнения.
Педагог-навигатор школы №18 (Городец) Ирина Лютова:
– Программа ранней профориентации «Билет в будущее» – это прекрасная возможность для учащихся заранее определиться с выбором профессии и осознанно подойти к выбору учебного учреждения. Не все ребята пока видят свое будущее предназначение и «Билет в будущее» помогает им разобраться в себе, расставить приоритеты дальнейшего обучения. Мероприятий в проекте много и они разнообразны. Особенно ребят впечатлила интерактивная экспозиция о профессиях будущего на Нижегородской ярмарке. Формат очень понравился, вызвал удивление, впечатлил своей масштабностью. Мы живем в маленьком городе, в котором выбор профессий небольшой, а проект помогает ребятам узнать о многообразии профессий, востребованности на современном рынке труда.
Выпускник 9 класса Котовской основной школы Ардатовского муниципального округа Андрей Ганин:
– В этом году я посещал занятия по профориентации в рамках проекта «Билет в будущее». Занятия интересные, разнообразные по форме и содержанию, знакомят с особенностями востребованных в современном обществе профессий. Теоретические вопросы дают сведения о профессиях. Мне больше по душе занятия практического характера – профессиональные пробы. Для себя я выбрал профессию чуть раньше занятий в этом проекте, но именно они сыграли определяющую роль в моем решении. Выводы после пройденной диагностики и рекомендации показали, что я на правильном пути в выборе колледжа, факультета. Спасибо проекту «Билет в будущее»!
Анна Чурушкина, мама старшеклассницы, школа № 5 (Дзержинск):
– Безусловно, проект «Билет в будущее» очень важен как для детей, так и для их родителей. Многие дети выбирают специальность по примеру мам и пап, а потом случается, жалеют о своем выборе и переучиваются. «Билет в будущее» дает возможность посмотреть на профессии с разных сторон. Дочка окончила 8-й класс, но уже сейчас она полностью уверена, что будет оканчивать 11 классов. В будущем рассматривает такие профессии, как педагог, финансист, аналитик.
Александра Махлина. Фото vk.com/nironnov.