В день рождения Александра Сергеевича и в последующие за тем несколько дней в Нижнем Новгороде состоялись знаковые события культуры, в той или иной степени относящиеся к пушкиниане.
Старуха оживает и побеждает.
Седьмого июня в нижегородской Опере прошла мировая премьера балета «Пиковая дама. Балет» (16+) по повести Пушкина «Пиковая дама». Поставили спектакль Антон Морозов (режиссер) и лауреаты национальной театральной премии «Золотая маска» Максим Петров (хореография), Федор Леднев (дирижер), Альона Пикалова (сценография), Татьяна Ногинова (костюмы).
Музыку для новой постановки специально для Нижегородского театра оперы и балета написал российский композитор Юрий Красавин, известный своими работами для театра и кинематографа. Отмечая, как важно для него было отмежеваться от музыки Чайковского, Юрий Вильевич характеризует общий тон спектакля как игру, шутку. С этим трудно не согласиться: например, в начале спектакля игроки вместо фараона сражаются в «камень-ножницы-бумагу», и все в таком духе. Очень «шниткианское» по сути, неоклассическое сочинение звучит легко и мелодично, содержит и приметы современной музыки, и аллюзии на некоторые сочинения Петра Ильича. Эта музыка приятна на слух и, безусловно, дансантна: поставленной цели «писать для ног» композитор достиг абсолютно. Оркестр театра под управлением Федора Леднева справился с обманчиво простой партитурой практически играючи, с должным артистизмом и обаянием.
Переакцентировка смыслов, о которой так или иначе говорила практически вся постановочная команда, вылилась в некоторую достоевщину, в значительной степени представляющую собой все более усугубляющийся галлюциноз Германна (Максим Просянников) – пластичного, мятущегося, драматичного героя. По большому счету, главных действующих лиц на сцене три: сам Германн, Графиня (народная артистка России Мария Александрова) и Граф Сен-Жермен (Андрей Орлов), неотвязно преследующие, ласкающие, истязающие и доводящие бедного Германна до полной отключки. Экс-прима Большого театра, лауреат «Золотой маски» Александрова великолепна: отточенные, четкие движения, апломб, артистизм, прыжок – все при ней. Предложенную партию она оценила очень высоко, отметив ее креативный потенциал, глубину и разноплановость.
Реальность Германна полнится навязчивыми видениями версальских дам и вельмож. Серебряными рыбками трепещут в сумраке сцены три карты. Отличная постановочная находка – загадочная дверь, которая, вдруг открываясь, словно тайный ящик секретера, сияет маняще и ослепительно тем самым светом, который должны испускать пресловутые «там груды золота лежат». По бокам сцены выделено пространство для действия второго плана – краткого романа Германна и Лизы (Маюка Сато). Здесь, кстати, эта любовь заканчивается вовсе не так трагично, как в опере Чайковского: Лиза не спешит топиться, но остается стоять на сцене в растерянности и, не исключено, далее поступит в соответствии с пушкинским первоисточником, то есть удачно выйдет замуж.
Что до цветового решения, в репертуаре театра появился очередной, вслед за «Пиковой дамой» и «Терезин-квартетом», нуар: изысканный ахроматический спектакль с легкими колористическими акцентами.
Мария Федотова. Фото предоставлено театром оперы и балета.