Почему выпускники не работают по специальности

Почему выпускники не работают по специальности

Группа студентов, участников проекта #СТУДFACTCHECK, взялась проверить, насколько соответствует истине утверждение о том, что большая часть выпускников не работает по специальности. 
В качестве отправной точки студенты Ева Михеева, Алина Калашникова, Анна Кунева, Алена Манина взяли статью, опубликованную на «Учись­Онлайн.ру». В этой статье автор ссылается на опрос сайта HeadHunter, согласно которому около  40 процентов респондентов не работают по той специальности, которую получили в вузе. 

Причины, по которым это происходит, следующие:

1. Профессия устарела; перестала быть востребованной.

2. Низкий уровень доходов в выбранной отрасли.

3. Отсутствие карьерных перспектив.

4. Мало подходящих вакансий.

5. Выбор учебного заведения был за родителями.

6. Факультет был выбран только из-за возможности попасть на бюджетное место.

7. Плохое качество образования, большая часть полученных знаний не используется на практике.

8. Захотелось перейти в другую, более перспективную сферу деятельности.

9. Работу пришлось сменить после декрета.

10. Появилась необходимость перейти на фриланс.

11. Хобби стало новой профессией.

Предметом исследования, каким образом трудоустроились молодые люди с дипломами вузов, стали выпускники  2018 года, которые спустя и пять, и более лет считаются молодыми специалистами. Авторы по его результатам констатируют, что на рынке превалирует запрос на специалистов технических направлений, в частности, IT-области. 

По мнению руководителя направления искусственного интеллекта компании GLOBUS-IT Ильи Померанцева, сфера IT ближайшие лет 5-7 точно будет на вершине. Хотя уже сейчас компании пытаются минимизировать затраты на задачи, которые может выполнять нейронка, они ищут людей, которые напишут код для нее, чтобы в дальнейшем упростить работу. 

А вот мнение эксперта по поводу того, кто более профессионален – выпускник с выcшим образованием 

в сфере IT или человек, окончивший курсы для IT-специалистов в онлайн-школе. 

– У нас нет предрассудков по поводу высшего образования, это не ключевой аспект в выборе специалиста, – говорит Илья Померанцев.

Но, по его словам, люди с дипломом, чаще всего, имеют хорошую базу, у них широкий кругозор, поставленные задачи они решают намного быстрее и качественнее. Среди самоучек же очень маленький процент таких специалистов. При подборе кадров мы смотрим на другие вещи: на опыт в области разработки, на знание общих предметов, soft skills, где последнее чуть ли не важнейший пункт. Если мы видим, что человек умеет обучаться, владеет тайм-менеджментом, умеет слушать и может выполнить задачу в кратчайшие сроки, то в таком случае шансы равны. 

Менее востребованы на рынке труда выпускники в сфере общественных и гуманитарных наук, исключение составляют экономические направления. Экономисты демонстрируют промежуточное положение в доле трудоустроенных: 70% среди бакалавров, 80% среди магистров. Из статистических данных следует, что для экономистов принципиальное значение имеет магистерский диплом в вопросах успешного трудоустройства и достойной оплаты труда, особенно если речь идет об управленческих позициях в государственных структурах.

Доля трудоустроенных бакалавров и специалистов в области права составляет 51%, доля же магистров – 63%. Оба параметра значительно отстают от средних показателей выпускников других направлений подготовки. 

Оценивая результаты трудоустройства выпускников по специальности, заведующая сектором информационного сопровождения и мониторинга Центра карьеры ННГУ Евгения Климец поясняет, что, если считать, что работа по специальности – это когда должность в трудовой книжке полностью совпадает со специальностью в дипломе, то можно говорить о том, что очень многие выпускники не работают по специальности. Но надо понимать, что работа в сфере, близкой к профессиональной, может также считаться работой по специальности. Например, выпускник с дипломом экономиста может работать специалистом по выдаче кредитов в банке или политолог – специалистом в городском департаменте образования.

Мнения опрошенных экспертов и данные статистики позволяют полагать, что тезис о том, что больше 40% выпускников не работают по профессии, можно считать частично правдивым и отнести к категории «mostly true», «в большей степени правда», – делает вывод команда исследователей проекта #СТУДFACTCHECK.

В настоящее время министерство образования и науки РФ рекомендует отказываться от такого понятия, как работа по специальности, так как для специалистов с высшим образованием сложно дать однозначный ответ на этот вопрос. Например, если журналист трудится как SMM-специалист, то он работает по профессии. 

Подготовила Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате