Фестиваль русских зарубежных театров «Театральная осень» стал главным культурным событием Нижнего Новгорода в сентябре. Шесть спектаклей национальных театров, о которых многие никогда прежде не слышали. Чем запомнились они нижегородцам?
«Пиковая» долгожительница.
В афишу «пушкинской недели» также вошли спектакли принимающей стороны – «Изергиль» (12+) и «Маленькие трагедии» (12+) Нижегородского академического театра имени М. Горького, на сцене которого ежедневно сменяли друг друга коллективы из дружественных государств.
Насыщенная программа фестиваля началась с творческой конференции в селе Большое Болдино. В исторической усадьбе гости фестиваля черпали впечатления, наслаждались покоем и красотой места, когда-то вдохновившего поэта.
Открыл международный марафон Казанский академический русский большой драматический театр имени В.И. Качалова. «Пиковая дама» идет на родной сцене уже четверть века. Кстати, два десятка лет назад эту постановку уже привозили в Нижний Новгород на гастроли. Теперь же зрители могли сравнить впечатления и порассуждать на тему актуальности «возрастных» произведений. Прототипы персонажей, выведенных в характерных для прошлого воротил в пиджаках и золотых цепях на широких шеях, нужно рассматривать как экскурс в новейшую историю. Спектакль запомнился музыкальным оформлением – страстным аргентинским танго и выстроенной под него хореографией. А игра исполнительницы титульной роли – Светланы Романовой – восхитила зрителей.
Составители афиши постарались познакомить нижегородцев с полным спектром театральных стилей и жанров, поэтому для детей была показана прекрасная стилизация – двухчастный спектакль «Сказки Пушкина». Национальный академический драматический театр имени М. Горького (Минск, Республика Беларусь) с юмором, танцами и песнями показал поучительную «Сказку о рыбаке и рыбке» и веселую «Сказку о попе и его работнике Балде». Отличные костюмы, лаконичное оформление и задорная игра артистов – слагаемые успеха постановки художественного руководителя театра – Сергея Ковальчика.
Женя, Таня и Коран.
Государственный ордена Дружбы народов русский драматический театр имени Вл. Маяковского (Душанбе, Республика Таджикистан) имеет непростую судьбу и зачастую с трудом выживает в сложных реалиях, без собственной сцены, но продолжает творить. На фестивале спектакль «Пир во время чумы» режиссера Хуршеда Мустафоева произвел большое и неоднозначное впечатление. Здесь «Маленькие трагедии» в пластическом решении и декламации сочетались с пушкинскими произведениями – «Подражанием Корану» и «Сценой из Фауста». Поэзия слога заворожила, уводя от смыслов, а хореография и энергетика актеров заполнила драматургические пробелы.
Государственный академический русский драматический театр Узбекистана (Ташкент) привез спектакль-байопик «Пушкин. Последние дни», где проводились интересные параллели между Пушкиным и Моцартом, а его жены – Натальи с Донной Анной из «Каменного гостя». Из произведений, писем поэта и воспоминаний друзей-современников сложился непростой образ человека, ставшего чужим для высшего общества. Тяжело было проживать с ним последние дни, зная развязку и сопереживая, в хронологически восстановленном документальном действии. Одухотворенным панегириком останется в памяти эта постановка.
Белорусский государственный академический театр юного зрителя (Минск) удивил спектаклем «Женя+Таня=
Любовь», созданным, как нетрудно догадаться, по мотивам хрестоматийного «Евгения Онегина». Трогательный рассказ о первой любви поставлен режиссером Татьяной Самбук именно для молодой аудитории, поэтому все события и герои на сцене в нем – не по традиционным пыльным «канонам», а такие, как если бы все описанное произошло сегодня, с нашими современниками. Стильное решение, музыкальные номера в исполнении артистов, желтые цветы, глупые поступки, изменившие их судьбы, – вихрем пролетели за полтора часа, со смехом и грустью – все как в обычной жизни, а не в романе.
Набат и старуха.
Юго-Осетинский государственный драматический театр имени Коста Хетагурова (Цхинвал) представил трагедию «Борис Годунов» в подробном, иллюстративном прочтении. Из необычных находок в постановке – противостояние добра (юродивого Николки) и зла (Скомороха), отчего-то наряженного в кудрявый парик и бакенбарды, какими обычно гримируют актеров, изображающих Пушкина. На сцене – «казненный» колокол и его «язык», где как на подиуме выступал глашатай, а в другой сцене выпивали-закусывали персонажи. Дополнила впечатление музыка Мусоргского и финал, где народ не безмолвствует, но бьет в набат, предупреждая об опасности смутных времен.
Государственный национальный русский театр драмы имени Чингиза Айтматова (Бишкек, Кыргызская Республика) завершил фестиваль еще одной вариацией на тему «Пиковая дама». В постановке художественного руководителя театра Вячеслава Виттиха соединен оригинальный текст и пьеса Николая Коляды. Акцент был сделан на немецкое происхождение Германна, его жизненные расчетливые принципы, и стиль спектакля подчас напоминал карикатуру на приемы современного немецкого театра. Недаром на сцене задавал настроение динамичный ритм ночных клубов.
Жестокость персонажей переходила принятые границы: молодого человека, желавшего разбогатеть любой ценой, неожиданно было жаль – он выведен жертвой в унизительной роли посмешища для безнравственных обитателей казино. У Лизы насчет Германна были свои планы – уехать вместе с ним в Германию. Но этой наивной любви было не суждено развиться.
Еще одной неожиданностью стало мощное исполнение роли графини актером Михаилом Калюжным. Такая «дама» знала не только секрет трех карт, но и рецепт вечной молодости. Как относиться к такому вызывающему прочтению – зрители долго не могли определиться, и в финале мнения разделились.
Инициатор события – Театр-фестиваль «Балтийский дом» из Санкт-Петербурга.
Ольга Плаксунова. Фото Валерии Авдеевой, предоставлено театром.