На сцене театра «Вера» три дня нижегородцы смотрели спектакли сибиряков, в то время как наши артисты выступали на их территории со своими лучшими постановками.
Обменные гастроли состоялись при поддержке федеральной программы «Большие гастроли». Нижегородский театр не первый раз принимает в нем участие: это большая честь и ответственность – своим творчеством артисты создают представление обо всем городе, в этом году носящем звание Культурной столицы.
Художественный руководитель театра «Вера» Вера Александровна Горшкова поделилась со зрителями мнением о проекте.
– Обменные гастроли – это замечательная театральная история, ведь много лет не было ничего такого, и артисты не могли поделиться своим творчеством, выехать друг к другу. Сейчас появилось такое понимание и внимание именно к детскому театру. Этот обмен просто необходим для впечатлений, для заряда счастья, который всем нам сегодня нужен.
Гости привезли нам современную сказку «Путешествие «Голубой стрелы», пластическую комедию «Женитьба» и фантасмагорию «Питер Пэн» о мальчике, не желавшем взрослеть. Нижегородские зрители тепло принимали северчан, долго не отпускали со сцены аплодисментами и благодарили за возможность увидеть новые постановки.
Мим-клоунада и сказка-шоу. Так обозначил режиссер Андрей Запускалов жанр сложносочиненного спектакля «Путешествие «Голубой стрелы» о событиях, произошедших в игрушечном магазине. От этой постановки повеяло новогодним настроением. Побег игрушек на поезде к мальчику из бедного квартала, мечтавшему о подарке, превратился в яркое представление с элементами цирка и театра кукол. Согласитесь: у каждого ребенка должны быть друзья и игрушки, а у каждого взрослого – семья, утверждал этот показ.
Вечерний спектакль «Женитьба» оказался оригинальным свежим прочтением известнейшего сюжета на современный лад. Причем тот же режиссер – Андрей Запускалов перенес и в эту постановку яркий гротеск, театральный грим (выбеленные лица мимов) и утрированную пластику движений, но теперь – в спектакль для взрослых зрителей и молодежи. Как оказалось, не только это удивило зрителей!
Из небольших деталей, точно подмеченных актерами особенностей поведения и комплексов людей, сложился пазл комичной истории. Стиль немого кино в динамических заставках на заднике сцены и общий монохром в цветовом решении, возможно, совершенно сбили внутренний ориентир: в каком веке происходят эти события? Однако «анекдот» со сватовством нерешительного холостяка Подколесина – сюжет вневременной. А значит, мог бы случиться с любым человеком. Как и тогда, все мы мечтаем о счастье и приходим в отчаяние от одиночества.
Судьба «пострадавшей стороны» – невесты Агафьи Тихоновны – на этот раз осталась для публики темой для размышлений. Последовала ли она за беглецом, в окно? Настигла ли главного героя свадебная комичная погоня в эпилоге – выход рука об руку на поклонах оставил намек на возможное счастливое разрешение драматичного финала.
Перенестись в беззаботное детство предложил заключительный музыкальный спектакль. Питер Пэн, как известно, не стареет – меняются лишь зрители, читающие сначала сами, а затем и со своими детьми историю об этом удивительном мальчике.
На сцене жила своей жизнью одна счастливая английская семья, какой мы ее себе представляем, пока однажды в окно не заглянули летающие существа. После этого в жизни двух братьев и сестры все переменилось – был побег, сражения с пиратами, знакомство с друзьями Питера и его врагами. Да и сам он, воинственным криком, неожиданно напомнил Тарзана из старого кино.
Режиссер Екатерина Костина создала для нас полярные миры: теплого спокойного дома и озорного, полного приключений – на острове Нетландия. Постановка чуть старомодно, иллюстративно познакомила зрителей с сюжетными коллизиями сказки. А за волшебство в спектакле отвечали «летательные» блестки феи и яркие краски в костюмах персонажей.
Невероятные события, как во сне, промелькнули и растворились в небе ночного Лондона, а мы, в Нижнем Новгороде, будем вспоминать прошедшие дни осенних гастролей с особым теплом.
Пелагея Климова. Фото предоставлено организаторами.